ФЭНДОМ

Абелизавр (лат. Abelisaurus) — хищный динозавр, обитавший на территории Аргентины в позднем меловом периоде 72-83 млн л.н.

История находки

Abelisaurus skeleton

Абелизавр известен по единственному не полному черепу, найденому в 1983 году в провинции Рио-Негро, Аргентина. Вид был описан аргентинскими палеонтологами Хосе Бонапарте и Фернандо Эмилио Новас в 1985 году как Abelisaurus comahuensis - «ящер Абеля», назван в честь директора музея Роберта Абеля. Оценочная длина черепа 860 мм.

Aucasaurus

В 2002 году Рудольфо Кориа описал хорошо сохранившийся 4,5 метровый скелет Aucasaurus garridoi с типичным архаичным строением передних конечностей, длиной всего 25 см и почти полным отсутствием пальцев. Ауказавр был тероподовый динозавр средних размеров из Аргентины, найденный скелет был почти завершен до тринадцатого хвостового позвонка, он является одним из наиболее полных описанных абелизаврид. Тем не менее, череп был поврежден, в результате чего некоторые палеонтологи предположили, что он был вовлечен в борьбу и был убит. В 2009 году палеонтолог Эмилио Новас предположил что он является младшим синонимом Abelisaurus.

Описание

1920px-Carnotaurini sizes updated

Сравнение размеров абелизавра, других карнотаврин и человека.

Так как Abelisaurus известен только по черепу, весьма трудно дать достоверную оценку его размера. Оказалось, что у абелизаврид были довольно короткие головы. В 2010 году Грегори Скотт Пол оценил длину тела Abelisaurus в 10 м, а его вес — в 3 т. В 2016 году в комплексном анализе размера абелизаврид его длина была оценена в 7,4 м.
Abelisaurus

Реконструкция черепа Abelisaurus comahuensis

В 1985 году длина черепа Abelisaurus была оценена в 85 см. Череп относительно высокий. Хотя на нём нет костных гребней или рогов как у некоторых других абелизаврид, таких как карнотавр, грубые выросты на морде могли поддерживать гребень, состоящий из кератина, который из-за этого не смог бы фоссилизироваться (окаменеть). Межорбитальная крыша широкая. В черепе присутствуют очень большие фенестры (отверстия), которые встречаются у многих динозавров и предназначались для уменьшения веса черепа. Одна из них — большое треугольное предглазничное окно в боковой части морды. Глазница за ним довольно высокая. В середине она сужена костными выступами слёзной кости спереди и посторбитальной кости сзади. Глаз был расположен над сужением. За глазницей имеется большое треугольное подмышечное отверстие. Его форма отражает сильный наклон задней части черепа вперёд.

Передняя носовая кость, предчелюстная кость, включает четыре относительно небольших зуба. На верхней челюсти позади неё было по меньшей мере семь, но, возможно, целых тринадцать, более крупных зубов.

Систематика

Бонапарте и Новас поместили род в выделенное ими в той же работе, где описывался и сам Abelisaurus, семейство абелизаврид. Они полагали, что их следует классифицировать внутри более широкой группы карнозавров. Абелизавр, таким образом, является первым описанным абелизавридом.

С тех пор были открыты многие другие абелизавриды, в том числе Aucasaurus, карнотавр и майюнгазавр, известные по гораздо более полным образцам. Они показали, что абелизавриды не были карнозаврами в современном смысле этого слова, а относились к Neoceratosauria. Некоторые учёные рассматривают Abelisaurus в качестве базального абелизаврида, вне подсемейства Carnotaurinae, другие же ставят под сомнение такую позицию. Абелизавр разделяет некоторые особенности черепа, такие как относительная удлинённость, с кархародонтозавридами, группой, не связанной с другими видами, отнесёнными к абелизавридам. Поскольку Abelisaurus известен только по черепу, было высказано предположение, что будущие открытия могут показать, что на самом деле он был кархародонтозавридом. Однако данная версия является довольно маловероятной.

Источники

  1. http://www.wikiwand.com/en/Abelisaurus
Abelisaurus Erik Pedersen 1920x1200