Австралосидон (лат. Australosyodon) — род дейноцефалов из подсемейства сиодонтины, обитавший на территории ЮАР в пермском периоде.

История изучения

Его остатки обнаружены в Западной Капской провинции, ЮАР, и описаны Б. Рубиджем в 1994 г. Они датируются серединой средней перми (зона Eodycinodon, вордский ярус). Известен автралосиодон по деформированному черепу.

Описание

Австралосиодон тесно связан с сиодоном — синапсидом из России. Он также является самым ранним диноцефалом, известным за пределами России.

Австралосиодон2.jpg

Австралосиодон — некрупный диноцефал. Череп высокий и узкий, в длину достигает 26 см. Общая длина тела оценивается в 1,8 м. Верхняя часть черепа утолщена, что характерно для дейноцефалов.

В целом австралосиодон напоминает сиодона за исключением некоторых различий в форме и степени пахиостоза. Клыки сжаты с боков, имели направленную назад режущую кромку. По форме и их количеству австралосиодон можно отличить от сиодона. Также отличается от сиодона более высоким черепом.

Палеоэкология

Австралосиодон обитал на территории ЮАР. Главной добычей были водные животные и некрупные эодицинодоны. Предполагается ихтиофагия, то есть питание рыбой.

Систематика

Австралодон считается очень базальным дейноцефалом и первым представителем этой группы в Южном полушарии. Он также имеет ряд черт, позволяющих объединить его с сиодоном, нотосиодоном и пампафонеем в подсемейство сиодонтины в составе семейства антеозавриды.

Therapsida

Biarmosuchus tener

Dinocephalia

Estemmenosuchus uralensis

Ulemosaurus svijagensis

Tapinocaninus pamelae

Anteosauridae

Archaeosyodon praeventor

Anteosaurinae

Sinophoneus

Titanophoneus adamanteus

Titanophoneus potens

Anteosaurus

Syodontinae

Pampaphoneus

Notosyodon

Syodon biarmicum

Australosyodon nyaphuli

Российский палеонтолог Михаил Фёдорович Ивахненко относит данный род к титанозухидам.

Источник