Адметофонеи (лат. Admetophoneus) — сомнительный монотипический род, предположительно относящийся к семейству фтинозухид (Phthinosuchidae Efremov, 1954), происходящий из средней перми Европы.

Описание

Единственный установленный вид — Admetophoneus kargalensis Efremov, 1954 (тип). Он известен по остаткам, обнаруженным в Каргалинских рудниках (точное место неизвестно) (Оренбургская область, Россия). Условно они датируются средней пермью (казанский мли уржумский ярус, биармийский отдел). Синоним: Titanophoneus sp. Ivachnenko et al., 1997.

Найдена часть верхнечелюстной кости.

Размеры очень крупные: расчетная длина черепа составляет 50-55 см.

Морда притуплена. Небо, по-видимому, относительно плоское. Бугор на небной кости почти круглый, несет 10 зубов. Верхний клык очень толстый, сильно изогнутый, с округлым передним краем.

Попытка реконструкции черепа адметофонея (Admetophoneus kargalensis), цветом выделен единственный известный фрагмент из Каргалинских рудников. Автор — Д. Богданов.

И. А. Ефремов (1954 г.) описал 2 «типовых экземпляра» из неизвестных местонахождений. В качестве лектотипа ревизовавший материал П. К. Чудинов принял фрагмент верхнечелюстной кости с клыком, сменным клыком и несколькими заклыковыми зубами. При этом главный признак в диагнозе выделенного И. А. Ефремовым рода — своеобразное строение передних зубов — относится только к другому экземпляру (сомкнутые крупные и длинные нижнечелюстные резцы на породе), без всяких оснований отождествленному с той же формой. Этот образец, по мнению П. К. Чудинова (1983 г.), может принадлежать «эотериодонту». Действительно, по строению резцы напоминают увеличенные резцы эстемменозуха, но пока не могут быть определены. Второй признак рода — прямой нижнечелюстной клык — связан с ошибочным определением корня верхнечелюстного клыка у лектотипа в качестве коронки нижнечелюстного (за верхнечелюстной был принят сменный клык, находившийся в разрушенной сумке). Само наличие сумки сменного клыка делает раннее определение Titanophoneus sp., данное М. Ф. Ивахненко с группой исследователей (1997 г.), неверным, поскольку дополнительные исследования показали отсутствие смены клыков у Anteosauridae. Район шейки клыка лишен утолщения, характерного для Titanophoneus. По строению клыка и заклыковых зубов эта форма может быть близка к таким Phthinosuchidae, как Dinosaurus и Kamagorgon, но фрагментарность имеющегося материала не позволяет провести идентификацию или обосновать принадлежность к особому роду.

Источники

Литература

  • Богданов Д. В. Звероящеры и другие пермские монстры. — М.: Фитон XXI, 2018
  • Ископаемые позвоночные России и сопредельных стран. Ископаемые рептилии и птицы. Ч. 1 / Отв. ред. Ивахненко М. Ф. и Курочкин Е. Н. — М.: ГЕОС, 2008
  • Основы палеонтологии. В 15 т. Т. 12: Земноводные, пресмыкающиеся, птицы / Гл. ред. Орлов Ю. А. — М.: Наука, 1964