ФЭНДОМ

Кавычки начало Большинство стегозавров, которых мы знаем, включая самый полный из обнаруженных скелетов по имени Софи, были обнаружены в лавразийских скальных образованиях. Однако это не может означать, что стегозавры были редкостью в Гондване. Скорее это связано с тем, что в скальных образованиях Гондваны пока было проведено гораздо меньше раскопок и подробных исследований. Известные стегозавры датируются более поздним периодом юрского периода, что делает этого самым старым из описанных стегозавров и помогает нам лучше понять эволюцию этой группы динозавров. Кавычки конец
д-р Сюзанна К. Р. Мейдмент, Музей естественной истории (Лондон)

Адратиклит (лат. Adratiklit boulahfa) — род ранних стегозавров, описанный из батских отложений формации Эль Мерс II (El Mers II Formation, около Boulahfa, южный Бульман, область Фес — Мекнес, Марокко).

История изучения Править

Адратиклит стал первым динозавром, описанным палеонтологами из Северной Африки. Также на момент описания он был самым древним из известных представителей группы.

Адратиклит карта

Образцы адратиклита были приобретены учёными у торговцев окаменелостями Музее естественной истории (Лондон). В 2018 году палеонтологи посетили место отбора окаменелостей, но не смогли найти других, зато были расширены знания о геологии того района.

Новый род и вид были описаны Сюзанной К. Р. Мейдмент (Susannah Catherine Rose Maidment), Томасом Дж. Рэйвеном (Thomas J. Raven) и Полом М. Барретом (Paul M. Barrett) в статье "North Africa's first stegosaur: Implications for Gondwanan thyreophoran dinosaur diversity", опубликованной в Gondwana Research 16 августа 2019 года.

Родовое название состоит из двух берберских слов — "адрас" (гора) и "тиклит" (ящерица). Видовое название относится к месту, где был найден образец.

Описание Править

Адратиклит известен по двум спинным позвонкам (голотип NHMUK PV R37366 и образец NHMUK PV R37365), трём шейным позвонкам (NHMUK PV R37367 и NHMUK R37368, последний представляет две сочленённые кости) и левой плечевой кости (NHMUK PV R37007). Эти образцы принадлежат нескольким особям.

Длина плечевой кости 61 см.

Адратиклит позвонки

Авторы описания установили две аутапоморфии для рода. Во-первых презигапофиз спинных позвонков имеет небольшой треугольный шероховатый выступ сверху, за передней суставной гранью тела позвонка. Во-вторых, центропарафизарные пластинки заканчиваются в шероховатых областях, выступающих вперед с обеих сторон переднего отверстия нервного канала. Эти черты уникальны для стегозавров в целом.

Классификация Править

Род Adratiklit был более тесно связан с европейскими стегозаврами Dacentrurus и Miragaia, чем с южноафриканскими Kentrosaurus и Paranthodon, из-за чего был отнесён к подсемейству Dacentrurinae.

Источники Править