Вымершие животные вики
Advertisement

Аквилоламна (лат. Aquilolamna) — вымерший род акул группы эласмобранхов из позднемеловой (туронской) формации Агуа-Нуэва в Мексике. В настоящее время известно, что он содержит только один вид, A. milarcae, также известный как орлиная акула, и он классифицируется в своем монотипическом семействе Aquilolamnidae, которое было предварительно отнесено к скумбрийным акулам.

История изучения

Он был описан по одному чрезвычайно хорошо сохранившемуся образцу, содержащему полностью сохранившийся скелет и потенциальные отпечатки кожи, найденные в 2012 году неизвестным работником каменоломни в Вальесильо в мексиканском штате Нуэво-Леон. Образец попал в поле интереса местного палеонтолога Маргарито Гонсалеса Гонсалеса, который собрал и подготовил образец. В последующие годы он получил все большее внимание на палеонтологических конференциях и был окончательно описан в 2021 году.

Описание

Аквилоламна демонстрирует множество чрезвычайно необычных приспособлений, которые делают ее непохожей ни на один из ныне живущих или вымерших видов акул. У него было торпедообразное тело и хвост, как у большинства акул, но также была пара чрезвычайно длинных, похожих на крылья грудных плавников, ширина которых от кончика до кончика была шире, чем длина. Это, в сочетании с его широкой головой, привело к гипотезе, что аквилоламна была планктофагом, предполагает форму конвергентной эволюции с планом тела, похожим на манту, который появился миллионы лет спустя в ископаемой летописи. В отличие от манты, которая "летает" по воде, взмахивая плавниками, аквилоламна, возможно, вместо этого неуклонно "скользила" в водной толще с помощью своих тонких грудных плавников и двигала себя хвостом.

Таксономия

Aquilolamna.png

Хотя считается, что аквилоламна является эласмобранхом, ее таксономия оспаривается, поскольку, несмотря на то, что голотип является хорошо сохранившимся ископаемым телом, зубы не известны, что важно для определения таксономического сродства ископаемых акул; считается, что они были смещены, когда индивид умер, хотя они могли быть сохранены глубже в матрице. Потенциальные отпечатки кожи, сохранившиеся вместе с окаменелостью, потенциально могут быть просто окаменелыми бактериальными матами. Он был предварительно отнесен к Lamniformes в его первоначальном описании, основанном на некоторых морфологических сходствах с другими членами семейства. Однако из-за его чрезвычайно необычных особенностей у других палеонтологов есть оговорки относительно классификации его как такового, и будущие исследования могут потребоваться. Было также высказано предположение, что аквилоламна, возможно, была тесно связана с кретомантой, вымершим пластиножаберным с неопределенным таксономическим родством, описанным в 1990 году по зубам, найденным в Техасе (с дальнейшими останками, найденными в Канаде и Колорадо). Кретоманта жила примерно в то же время, что и аквилоламна, и, учитывая их возможное сходство, оба рода могут принадлежать к одному и тому же (неизвестному) семейству.

Палеоэкология

Аквилоламна, вероятно, жила в пелагической среде обитания в туронский период позднего мела, около 93 миллионов лет назад. Считается, что формация, в которой он был найден, Агуа-Нуэва, состоит из отложений, отложенных во внешней части мелководного континентального шельфа.Возможно, он делил свою среду обитания с морскими рептилиями, такими как поликотилид маурициозавр, аммонитами и различными костистыми рыбами, такими как ихтиодектиформный валлециллихтис и кроссогнатиформный гулмимихтис и арарипихтис. Главным хищником в экосистеме, вероятно, была крупная скумбрийная акула кретоксирина. Родословная аквилоламны, возможно, вымерла после сокращения популяций планктона, вызванного подкислением океана в результате вымирания на рубеже мела и палеогена, а скаты-планктофаги позже заняли экологическую нишу, оставленную ее вымиранием.

Источники