Вымершие животные вики
Advertisement
Вымершие животные вики

Redstar.png

Аммониты, также аммоноидеи (лат. Ammonoidea) — подкласс головоногих моллюсков, первые представители которого появились в девонском периоде, последние вымерли в конце мелового периода во время мел-палеогенового массового вымирания. Остатки аммоноидей найдены на всех материках. Являются руководящими ископаемыми для позднего палеозоя и мезозойской эры, по аммоноидеям построены многие зональные шкалы.

Описание

Аммониты являются отличным примером руководящих ископаемых, их датировка осуществляется по отложениям скального слоя, в котором определенный вид или род обнаружен в определенные геологические периоды времени. Название «аммонит», из которого получен научный термин, было вдохновлено спиральной формой их окаменевших оболочек, которые несколько напоминают закрученные рога барана. Плиний Старший, в 79 году н. э., по юлианскому календарю, назвал окаменелости этих животных Аmmonis cornua («рога Амона»), так как египетский бог Амон часто изображался с рогами барана. Название родов аммонитов часто заканчивается на -ceras, что является греческим (κέρας) аналогом для слова «рог».

Строение

Возникнув из ранних наутилоидов, аммоноидные головоногие впервые появились в девоне, около 400 млн лет назад и вымерли в конце мелового периода, 65 млн лет назад, вместе с динозаврами. Классификация аммоноидов частично основана на орнаменте и структуре перегородок камер раковины. В то время как почти все наутилоиды демонстрируют мягкие изогнутые швы, линия аммоноидного шва (пересечение перегородки с внешней оболочкой) имеет волнообразную структуру, образующую рифленую поверхность. Аммониты (подкласс Ammonoidea) различаются по строению их перегородок — разделительных стенок, которые отделяют внутренние камеры и по характеру их швов на соединениях наружной стенки раковины. Аммоноидные перегородки имеют характерные выпуклости и углубления, что отличает их от наутилоидных перегородок, которые обычно представляют собой простую вогнутую форму в форме тарелки. Топология перегородок у Ammonoidea, особенно вокруг обода, привела к обнаружению различных образцов шва, состоящих из трёх основных групп:

  • Гониатитовая (Goniatitic) — многочисленные неразделенные лепестки, обычно 8 лопастей вокруг раковины. Эта картина характерна для палеозойских аммоноидов.
  • Цератитовая (Ceratitic) — лепестки подразделяют на кончики, придавая им вид, схожий с зубьями пилы. Этот шовный рисунок характерен для триасовых аммоноидов и появляется снова в меловых «псевдоцератитах».
  • Аммонитовая (Ammonitic) — лопасти и углубления сильно рифленые, текстуры как правило округлены. Аммоноиды этого типа являются наиболее важными видами с биостратиграфической точки зрения. Этот шовный тип характерен для юрских и меловых аммоноидов, но встречается вплоть до перми.

Аммонит обнаруженный в юрских отложениях Лайм Риджиса, Великобритания

Немногие из аммонитов, встречающиеся из нижней и средней части юрского периода, достигали диаметра, превышающего 23 см (9 дюймов). В более поздних породах верхней части юры и нижней части мела встречаются более крупные формы, такие как Титаниты (Titanites) из портландского камня юры южной Англии, который часто достигает диаметра в 53 см (2 фута) и Parapuzosia seppenradensis из мелового периода Германии, который является одним из крупнейших известных аммонитов, достигая 2-х метров (6,5 фута) в диаметре. Крупнейшим зарегистрированным североамериканским аммонитом является Parapuzosia bradyi, из мелового периода, достигающая 137 см (4,5 фута) в диаметре.

Сифункул у большинства аммоноидов представляет собой узкую трубчатую структуру, которая проходит вдоль внешнего обода оболочки, известного как венчик, соединяющий камеры фрагмокона с телом или жилой камерой. Это отличает их от живых наутилоидов (Наутилус и Аллонаутилус) и типично для наутилоидов, у которых сифункул проходит по центру каждой камеры. Однако самые ранние наутилоиды позднего кембрия и ордовика, обычно имели вентральные сифункулы, такие же как и у аммонитов, хотя зачастую были более пропорционально и более внутренне структурированы. Слово «сифункул» происходит от нового латинского siphunculus, что означает «маленький сифон».

Окаменелость аммонита

Раковины мономорфные от эволютных до инволютных, реже гетероморфные, менее разнообразные по форме, чем гетероморфные литоцератиды, хотя среди них имелись прямые, спирально-плоскостные с несоприкасающимися оборотами, спирально-конические и прочие. Скульптура представлена ребрами, шипами, бугорками и т. д. Устье обычно простое, у некоторых, в основном среднеюрских, форм наблюдаются ушки, иногда присутствовал брюшной (вентральный) выступ и др. Лопастная линия аммонитовая. Лопасть на боковой стороне трехраздельная. У некоторых позднемеловых аммонитов произошло упрощение лопастной линии (псевдоцератиты).

Мягкие ткани

Кавычки начало.png Я не очень понимал, что к чему. Узнал пищевод, потом желудок, затем в кишечнике обнаружил копролит. Потом опознал жабры и, наконец, репродуктивные органы. Кавычки конец.png
Кристиан Клаг

SMNS 70,610

18 января 2021 года в статье "Failed prey or peculiar necrolysis? Isolated ammonite soft body from the Late Jurassic of Eichstätt (Germany) with complete digestive tract and male reproductive organs" было опубликовано исследование первой находки мягких тканей аммонита-самца, предположительно относящегося к роду Subplanites. Находка датируется концом юрского периода - титонским ярусом. Данному образцу присвоили наименование SMNS 70,610, а сам он был обнаружен в Зольнхофенских сланцах. Находка сохранила отпечатки пищеварительной системы, жабры и репродуктивные органы, гланды, аптих. Непонятно, как именно данный моллюск лишился раковины. Согласно одной версии, данный аммонит страдал от болезни, которая привела к разрушению удерживающих раковину тканей, и она просто отвалилась. Другая гипотеза утверждает, что находка показывает неудачную охоту другого моллюска, например, кальмара акантотевтиса, который вытащил аммонита из раковины, но тот вырвался из щупалец хищника. [1]

Классификация

Согласно «Трактату о беспозвоночной палеонтологии» (1957 год), опубликованным Геологическим Обществом Америки, подкласс Ammonoidea делиться на восемь групп, перечисленных здесь, начиная с самого примитивного и переходя к более производным:

  • Анарцестиды (Anarcestida), девон
  • Климениды (Clymeniida), верхний девон
  • Гониатиты(Goniatitida), средний девон — верхняя пермь
  • Пролеканиты (Prolecanitida), верхний девон — верхний триас
  • Цератиты (Ceratitida), пермь — триас
  • Филлоцератиды (Phylloceratida), триас — мел
  • Литоцератиды (Lytoceratida), юра — мел
  • Аммонитиды (Ammonitida), нижняя юра — верхний мел

Согласно другим классификациям они представлены как подотряды, включенные в три основных отряда: Гониатиты, Цератиты и Аммонитиды.[2]

Источники

Галерея

Advertisement