ФЭНДОМ

Ампелозавр - зауропод, живший в нынешней южной Франции и центральной Испании, в позднем меловом периоде 70-66 миллионов лет назад. Род включает в себя единственный вид - Ampelosaurus atacis Le Loeuff, 1995

История изучения Править

Ампелозавр 2
Ampelosaurus – самый полно изученный и хорошо сохранившийся европейский титанозаврид. Начиная с 1989 г. было обнаружено почти 500 окаменелостей этого зауропода, и в 1995 г. на Юге Франции был обнаружен почти полный скелет этого динозавра. И только в 2005 г. было составлено обобщающее научное описание этого зауропода, в котором окаменелости разрозненных зубов и позвонков были сведены в единую систему и приписаны к виду Ampelosaurus atacis.
Ампелозавр 5

Нахадка A. sp. в 2007 году

В 2007 году из местечка Lo Hueco, что неподалёку от деревни Фуэнтес (Кастилия — Ла-Манча, Испания) был описан Ampelosaurus sp.

Описание Править

Ампелозавр 3

Остеодерма ампелозавра

Как и все зауроподы, ампелозавр имел длинную шею и маленькую голову. Отличительная черта Ampelosaurus - бронированные остеодермы, покрывающие плечи, спину и хвост ящера. Кожные пластины трех форм: это и плоские костные пластины (диаметром до 28 см), шаровидные образования и острые треугольные формы, причем острые формы идут вдоль позвоночника и возвышаются над ним на высоту от 12 до 5 см.

Зубы Ampelosaurus - цилиндрической формы, 21 мм. в длину, и расширяются в своем завершении (то есть, у корней зубы -  значительно сужены). Следует отметить, что подобная организация зубного аппарата не совсем типична для Титанозаврид, хотя и похожа на аналогичные у Antarctosaurus.

Ампелозавр 6

Спинной позвонок ампелозавра

Спинные и шейные позвонки имеют суженые отверстия для прохода нейронных окончаний, кроме того, позвонки имеют «губчатую» легкую структуру, с объемными воздушными полостями, которые значительно облегчают общий вес животного. Хвостовые позвонки значительно уплощены и сужены, в отличие, например, от таковых у Diplodocus, которые имеют «балочную» структуру и создавали более «округлый», хлыстообразный хвост.

Характеристики хвостовых позвонков, а также наличие бронированных остеодерм, указывают на принадлежность  Ampelosaurus к группе «производных» Титанозаврид – Lithostrotia, к которой принадлежат Alamosaurus и Saltasaurus.

Ампелозавр 4

Череп ампелозавра

Исследование анатомии внутреннего уха Ampelosaurus, показало, что его структура значительно отличается от, например, аналогичного у Giraffatitan. Внутреннее ухо Ampelosaurus воспроизводит более базальные, примитивные черты, свойственные для предковых форм европейских зауропод и связанных с ограниченным диапазоном движений головой, которые мог совершать Ampelosaurus. Кроме того, структура черепа Ampelosaurus содержит определенные признаки, которые имеются у Diplodocus, в частности – теменное отверстие, которое некоторые специалисты связывают с наличием теменного «третьего» глаза, либо специфического органа, выполняющего аналогичные функции (Кнолл Ф., Ридгели Р.С. и др. 2012). При этом во внутренней структуре учеными отмечается наличие признаков «шишковидной железы», которая отвечает за выработку определенного вида гормонов, таких как серотонин и меланин (гормон сна).

Этимология Править

Его родовое имя означает "виноградный ящер", или "ящер виноградной лозы". Такое причудливое наименование этому динозавру присвоили в 1995 г., когда его окаменелости обнаружили в местечке Campagne – sur – Aude на юге Франции, где в обилии выращивается виноград и вся местность густо засажена виноградниками. Эта территория содержит слои позднемелового происхождения, здесь около 70 млн. лет назад была пойма огромной реки, множество озер и каналов.