ФЭНДОМ

Амурозавр (лат. Amurosaurus) — растительноядный динозавр из России, обитал в меловом периоде 70-66 млн л.н

История находки

В 1902 году русский полковник Михаил Манакин узнал об ископаемых костях у местных казаков в окрестностях села Касаткино, примерно 400 км от Благовещенска ниже по течению реки Амур (ныне уезд Цзяин, вдоль китайского берега реки Амур, провинция Хэйлунцзян, что означает на китайском «Река Черного Дракона»). Как сообщала о находке хабаровская газета «Приамурские ведомости» за 11 августа 1902 года:

«во время поездки по Амуру, в минувшем июне месяце, генерального штаба полковник Манакин обнаружил на пустынном правом берегу реки между станциями Сагибовой и Касаткиной, в 12 верстах ниже последней, скелет допотопного животного. Полковник Манакин предполагает, что это – кости мамонта; но судя по тому, что кости вполне окаменели, можно думать, что они принадлежат к эпохе более древней, чем та, в которую жил мамонт. Кости лежат в прибрежной толще реки. Покоясь на древнем берегу, состоящем из синяго конгломерата, под трехсаженным слоем наноснаго песку. Примерно на высоте двух сажень от нормального уровня. Насколько можно судить по наскоро произведенному исследованию. Скелет лежит на левом боку, будучи обращен передними конечностями по направлению к реке. Занимая в длину до 5 сажень».

Первичное описание найденных костей доисторического животного сделал служивший тогда на Дальнем Востоке полковник Генерального штаба Михаил Михайлович Манакин, впоследствии военный губернатор Приморской области и атаман Уссурийского казачьего войска, перед войной 1914 года — начальник Азиатской части Главного штаба, генерал-лейтенант. Это были одни из самых первых упоминаний об ископаемых костях динозавров, найденных в этой области. В 1915-17 годах Геологическим комитетом Петрограда (Санкт-Петербург) было проведено две экспедиции для проведения раскопок в этой местности, в результате, профессором Анатолием Рябининым было описано два новых рода утконосых динозавров - маньджурозавр (Mandschurosaurus amurensis) и Saurolophus krystofovici (Riabinin, 1930). Однако оба вида расцениваются некоторыми учеными как весьма сомнительные (nomina dubia), потому что основаны на фрагментарном и недиагностическом материале, без явных уникальных анатомических отличий.

В 1957 году советский палеонтолог Анатолий Константинович Рождественский впервые упомянул о присутствии ископаемых костей динозавров на российской части Амурской области, где он работал в составе полевого отряда палеонтологического института АН СССР и нашел изолированные кости у Благовещенска, на Дальнем Востоке России. Это местонахождение стало известно с 1948 года благодаря школьнику Ивану Бастрыкину, который сообщил в местный краеведческий музей о случайно найденных окаменелостях в карьере на юго-западной окраине города. В 1984 году Юрий Леонидович Болоцкий из Амурского комплексного научно-исследовательского института Дальневосточного филиала Российской академии наук, обнаружил большое залегание костеносного слоя динозавров у Благовещенска.
Amurosaurus skeletal

Скелетная реконструкция Amurosaurus riabinini (Bolotsky и Kurzanov, 1991 год).

К 1991 году, хотя была раскопана лишь небольшая площадь около 200 квадратных метров, из этой местности было извлечено несколько сотен костей, большинство из них принадлежат утконосым динозаврам. Ископаемые лежали в пойме реки, которая принесла окаменелости судя по перемешанным и разбитым останкам, в том числе хрупких элементов черепа. Была вскрыта лишь небольшая часть слоя, но 90% найденных останков принадлежат ламбеозавринам, в основном подросткам. В изобилии попадаются зубы теропод, имеются многочисленные отметины зубов на костях, сделанные хищниками или падальщиками. В 1991 году российские палеонтологи палеонтологического музея Амурского комплексного НИИ Юрий Болотский и ученый-палеонтолог из Палеонтологического института Русской академии наук
Amurosaurus skeleton

Реконструкция амурозавра в Бельгийском институте естествознания

Сергей Курзанов кратко описали эти находки под новым видом Amurosaurus riabinini, родовое наименование происходит от названия реки Амур, протекающей на границе России и Китая, а единственный известный вид назван в честь палеонтолога Анатолия Рябинина, который изучал первые русские экспедиции 1916 - 1917 годов по поиску динозавров.[2] В 2004 году эти находки были повторно рассмотрены Юрием Болотским и европейскими коллегами, Паскалем Годефруа и Джимми Интербэком.[3]

Описание

Amurosaurus skull

Восстановленный череп амурозавра

Голотип (AEHM 1/12) состоит из разрозненного скелета с неполным черепом. Тем не менее, в костеносном слое сохранилось множество костей других особей. Этот материал делает амурозавра наиболее распространённым и наиболее известным русским динозавром. Эти динозавры имели широкий, утиннообразный клюв, лишенный зубов, сложную челюстную систему в виде своеобразных «зубных батарей», в которых зубы образовывали вертикальные ряды по 3-5 зубов в одном ряду, а таких рядов могло быть от 15-20 до 50 для гадрозавров, которые жили в более позднее время. Олоротитаны и амурозавры на голове носили гребень, он был у них разной формы. Функциональное назначение гребня пока определяется гипотетически – во-первых, для издания трубных звуков. Питались они в основном различными частями хвойных растений (семена, побеги, шишки, ветки), а также процеживали ил и питались мягкой пищей и вероятно имели довольно сложное социальное поведение, подразумевавшее стадный образ жизни, и заботу о потомстве, которое появлялось из яйца шарообразной формы, размером до 15 см в диаметре.

Масштабные раскопки начались в Приамурье только с середины восьмидесятых годов двадцатого века и именно здесь, на Благовещенском кладбище динозавров, в пределах города Благовещенска был обнаружен этот уникальный доисторический травоядный ящер - амурозавр. Останки этого ящера, а также другие динозавры, такие как олоротитан (Olorotitan), были найденны на территории современной России, несмотря на то, что выдающийся американский палеонтолог девятнадцатого века, профессор Гофниил Чарльз Марш утвердительно заявил в 1887 году, что в России «не было никаких динозавров и бессмысленно их там искать».

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.wikiwand.com/en/Amurosaurus
  3. https://www.app.pan.pl/archive/published/app49/app49-585.pdf