Redstar.png

Анкилозавр (лат. Ankylosaurus) — панцирный динозавр, род вымерших растительноядных рептилий из надотряда динозавров, семейства анкилозаврид, живший на территории Северной Америки. Обитал в меловом периоде 68-66 млн лет назад.

История находки

Ankylosaurus magniventris (образец AMNH 5214)

Останки этого динозавра были обнаружены в 1906 году, экспедицией Американского музея естественной истории во главе с палеонтологом Барнум Брауном, в формации Хелл-Крик, штат Монтана, США. Образец (AMNH 5895) состоял из верхней части черепа, двух зубов, части плечевого пояса, шейного, спинного и хвостовых позвонков, ребер и более тридцати остеодерм. Новый род и вид был описан Брауном в 1908 году как Ankylosaurus magniventris — «спаянный ящер». Похожие остеодермы были найдены Брауном в Вайоминге еще в 1900 году, когда он нашел первые останки тираннозавра, описанные Генри Осборном в 1905 году как Dynamosaurus. В 1910 году Браун обнаружил новый образец анкилозавра в формировании реки Ред Дир в провинции Альберта, Канада. Этот образец (AMNH 5214) включал полный череп с челюстью и единственный известный хвост с крупным клубнем на конце. В 1947 году коллекционеры ископаемых Чарльз М. Штернберг и T. Ченни нашли

череп анкилозавра

другой череп и нижнюю челюсть (образец NMC 8880) в километре к северу от того места, где был найден образец 1910 года. Это самый большой известный череп анкилозавра, но он плохо сохранился и был неполным. Позже было найдено множество разрозненного материала.

Анатомия и палеобиология

Анкилозавра по современным стандартам можно считать очень крупным животным, величиной с носорога или даже со взрослого самца африканского слона. По ранним оценкам его длина достигала 7, 8—9 или даже более 9 метров, а масса — до 6 тонн. Однако, в 2004 году Кеннет Карпентер пересмотрел оцениваемые размеры ящера в соответствии с размерами найденных черепов. Длина крупнейшего известного образца, CMN 8880 (длина этого черепа составляет 64,5, а ширина — 74,5 сантиметра), была оценена в 6,25 метра, ширина — в 1,5 метра, а высота до бедра — в 1,7 метра. Самый маленький образец, AMNH 5214 (череп 55,5 см в длину и 64,5 см в ширину), с точки зрения Карпентера достигал около 5,4 м в длину и 1,4 м в высоту. Однако, в 2017 году группа исследователей сравнила анкилозавра с более полными окаменелостями анкилозавридов и рассчитали длину в 6,02—7,95 м для образца AMNH 5214, 6,45—8,51 м для AMNH 5895 и 7,56—9,99 м для CMN 8880. Тем не менее, ориентируясь по размерам позвонков, авторы подмечают, что верхняя планка возможного диапазона размеров для CMN 8880 скорее всего завышена, и наиболее правдоподобной является длина около 8 метров. Ориентируясь по строению конечностей, они также рассчитали вес в 4,78 тонн для AMNH 5214 и 7,95 тонн для CMN 8880. Таким образом, анкилозавр был крупнейшим или одним из крупнейших представителей своего семейства.

Анкилозавр обладал очень широким, приземистым, коренастым телом. Он был четвероногим, задние конечности были длиннее передних. Хотя остатки ступней этого динозавра ещё полностью не находили, на основе сравнения с другими представителями анкилозавров можно сделать предположение, что у представителей данного вида было по пять пальцев на каждой стопе. Существовало мнение, что ввиду массивности своего тела анкилозавр был медлительным и неповоротливым, но, по расчётам специалистов, это заблуждение — напротив, за счёт длины своего шага это пресмыкающееся могло передвигаться с достаточно большой скоростью.

Череп анкилозавра был низким, имел треугольную форму, причём его ширина превышала длину. На основании анализа окаменелостей черепа специалисты пришли к выводу, что у этого динозавра было хорошо развито обоняние. Также известно, что между носом и ртом анкилозавра имелась костяная перегородка, позволявшая ему есть и дышать в одно и то же время, что присуще, например, человеку, но нехарактерно для большинства современных пресмыкающихся.

Как и другие ящеры из этой группы, анкилозавр был травоядным с зубами, по форме похожими на листья, которые хорошо подходили для срывания растительности. По отношению к телу размеры зубов этого ящера были меньше, чем у его родственников. В связи с тем, что ему почти не требовалось пережёвывать растительность, он, в отличие от своих современников-цератопсов и гадрозавров, не имел перемалывающих приспособлений (поэтому пищеварительная система имела особое строение, специализированное для переваривания непережёванной растительности), зубы его располагались глубоко во рту (что также было связано с тем, что он питался низкорослой растительностью) и были очень маленькими и слабыми; рот же имел форму клюва, что также свойственно некоторым другим анкилозавридам и является их отличительной чертой от нодозаврид. Рассчитано, что крупный анкилозавр, будучи теплокровным животным, должен был съедать около 60 кг растительности в день, хотя скорее всего мог сокращать это число путем поедания более питательных плодов. Кости черепа и других частей тела у анкилозавра были плотно соединены друг с другом, что увеличивало их прочность.

Описание

Реконструкция анкилозавра (Барнум Браун, 1908 год)

Aнкилозавр является самым крупным известным панцирным динозавром, достигавшим до 6.25 метров (20.5 футов) в длину, 1,5 метра (4,9 фута) в ширину и 1,7 м (5,6 футов) в тазобедренном суставе.[2] Эта длина была предложена американским палеонтологом Кеннет Карпентером и базируется на самом большом известном черепе (образец NMC 8880), который составляет 64,5 см (25,4 дюйма) в длину и 74,5 см (29,3 дюйма)в ширину. Самый маленький известный череп (образец AMNH 5214) составляет 55,5 см (21,9 дюймов) в длину и 64,5 см (25,4 дюйма) в ширину, экземпляр оценивается в 5,4 м (17,7 футов) в длину и около 1,4 м (4,6 футов) в ширину. Некоторые авторы оценивают длину тела взрослого анкилозавра от 7 м (23 футов) до 8-9 м (26.2-29.5 футов). Анкилозавр был покрыт от головы до хвоста плотной, костной броней, состоявший из отдельных пластин. Большие роговидные выступы треугольной формы защищали основание черепа. Остеодермы колебалась от 1 см (0,4 дюйма) в диаметре до 35,5 см (14,0 дюйма) в длину и были разнообразны по форме. Хвост анкилозавра был массивным и заканчивался тяжелым костным клубнем. На образце (AMNH 5214) он достигает 45 см (18 дюймов) в ширину.

Ученые полагают, что утолщение на конце хвоста сформировалось из костных узлов, изначально покрытых кожей, которые по мере роста соединялись очень плотно, так, что конец хвоста был очень жестким и прочным. Движения хвостового клубня контролировались специальными мышцами, располагавшимися в основании хвоста и обычно служащими для перемещения задней конечности при ходьбе. При помощи этих мышц животное могло двигать хвостом из сторону в сторону. Броня анкилозавра возможно имела маскировочный окрас как у бореалопельты [1], и возможно служила для того, чтобы анкилозавр смог спрятаться от хищника. Кости черепа и других частей тела были плотно соединены друг с другом, что вероятно увеличивало их прочность . Булава анкилозавра вероятно была эффективным орудием которое могло отпугнуть или поранить нападавшего, например тираннозавра [2].

Систематика

Кладограмма основана на филогенетическом анализе 2017 года Виктории Арбор и Дэвида Эванса:

Ankylosaurinae

Zhejiangosaurus luoyangensis

Pinacosaurus grangeri

Pinacosaurus mephistocephalus

Tsagantegia longicranialis

Talarurus plicatospineus

Nodocephalosaurus kirtlandensi

Saichania chulsanensis

Zaraapelta nomadis

Tarchia kielanae

Ankylosaurini

Ziapelta sanjuanensis

Euoplocephalus tutus

Zuul crurivastator

Scolosaurus cutleri

Dyoplosaurus acutosquameus

Anodontosaurus lambei

Ankylosaurus magniventris

В мировой культуре

Анкилозавр обрёл большую популярность после создания его модели в натуральную величину для Всемирной выставки, проходившей в Нью-Йорке в 1964 году. Будучи одним из самых знаменитых динозавров анкилозавр неоднократно появлялся в мировом кино:

  • Одним из самых знаменитых японских кайдзю из фильмов о Годзилле является гигантский анкилозавр Ангирус, впервые появившемся в фильме «Годзилла снова нападает», вышедшем в 1955 году.
  • Одним из героев мультфильма «Динозавр» был детёныш анкилозавра Эрл.
  • Анкилозавр появляется в телесериале «Terra Nova».

Анкилозавр.jpg
В телесериале "Terra Nova"

  • Также анкилозавр часто фигурирует в современной литературе. Например анкилозавр встречается в книге Дэна Абнэтта «Extinction Event», являющейся спин-оффом сериала «Портал юрского периода».
  • В игре «АRK: Survival Evolved» анкилозавр — единственное животное, способное добывать металл, разбивая камни.

Анкилозавр Тикун.jpg
В игре Zoo Tycoon 2 Extinct Animals

Источники

Галерея