Антарктанакс (лат. Antarctanax) — род архозавроформ (Archosauriformes), описанный из триасовых отложений Антарктиды.

История изучения

Один из элементов скелета Antarctanax shackletoni / © Brandon Peecook, Field Museum

Во время экспедиции 2010—2011 годов ученые откопали на Graphite Peak в Трансантарктических горах части скелета некого животного: несколько шейных и спинных позвонков, плечевую кость и две конечности, ребра и фаланги пальцев. Череп окаменелости обнаружить не удалось.

Описание образца было опубликовано Брэндоном Пикуком (Brandon R. Peecook), Роджером Смитом (Roger M. H. Smith) и Кристианом Сидором (Christian A. Sidor) 31 января 2019 года в Journal of Vertebrate Paleontology в статье "A novel archosauromorph from Antarctica and an updated review of a high-latitude vertebrate assemblage in the wake of the end-Permian mass extinction".

Находка этой рептилии служит одним из подтверждений гипотезы о том, что Антарктида была местом быстрой эволюции и диверсификации после пермского массового вымирания, случившегося 251,902±0,024 млн лет назад. 

Этимология

Родовое название означает «царь Антарктики». Видовое же — дань уважения британскому полярному путешественнику, участнику первого похода к Южному полюсу Эрнсту Шеклтону, который открыл ледник Бирдмор, расположенный на формации Фремоу, где позднее были найдены окаменелости антарктанакса.

Описание

Это была небольшая, размером с игуану (1.2—1.5 м), ящерицеподобная рептилия.

Палеоэкология

Исследователи предполагают, что антарктанакс был хищником, охотившимся на насекомых, ранних родственников млекопитающих и земноводных.

Территория Антарктиды в раннем триасовом периоде была покрыта густо населённым лесом. В формации Фремоу, откуда родом окаменелости антарктанакса, палеонтологи также находили и другие виды животных, например рептилию палакродона и дицинодонтов — комбуисию и листрозавра.

Источники информации