Антарктикоолитус (лат. Antarcticoolithus) — оород, предположительно, ископаемых мозазавров, описанный из маастрихтских отложений антарктического острова Симор.

История изучения

Геологическая карта острова Симор

Окаменелость была найдена в формации Лопес де Бертодано (Lopez de Bertodano Formation) на острове Симор в 2011 году группой чилийский палеонтологов, которые прозвали находку «нечто» (The Thing) в честь американского фильма ужасов 1982 года, действия которого происходят на научной базе в Антарктиде. Сходу идентифицировать находку им не удалось, и загадочный образец долгое время путешествовал по запасникам и складам.

Новый оород и оовид были описаны в 2020 году палеонтологами Техасского университета в Остине в статье "A giant soft-shelled egg from the Late Cretaceous of Antarctica", опубликованной в Nature. Находка стала революционной для палеонтологов, так как до этого предполагалось, что крупные морские рептилии, такие как мозазавры, которым, предположительно, могло принадлежать это яйцо, были живородящими.

Описание

Антарктикоолитус 2.jpg

Antarcticoolithus является одним из крупнейших известных ископаемых яиц, немного уступая в размерах лишь яйцам птицы эпиорниса, обнаруживаемым на Мадагаскаре. Однако, в отличие от птичьего яйца, новая окаменелость, явно деформированная, обладает тонкой яичной оболочкой со слоистой структурой, лишенной призматического слоя и отчетливых пор, и напоминает яйца большинства современных ящериц и змей.

Палеонтологам не удалось точно определить принадлежность яйца, но сохранившиеся морфологические признаки согласуются со скелетными останками мозазавров, найденными поблизости. Филогенетический анализ позволяет предположить, что яйцо принадлежало особи длиной не менее семи метров, предположительно — гигантской морской рептилии.

Реконструкция откладывания яйца самкой мозазавра

До описания Antarcticoolithus большинство крупных морских рептилий считалось живородящими, однако, если яйцо окаменело отдельно от скелета, то оно явно было отложено живой самкой. В качестве альтернативной гипотезы была предложена модель, согласно которой «мягкое» рудиментарное яйцо откладывается и сразу же вслед за этим происходит процесс вылупления детеныша. Стоит отметить, что в том районе были найдены окаменелости как взрослых, так и молодых мозазавров, что даёт основание предположить, что именно в этом месте морские рептилии откладывали свои яйца.

Реконструкция вылупления из яйца, отложенного под водой

Хотя в самой статье не обсуждается способ, которым древняя рептилия могла откладывать яйца, у исследователей есть две конкурирующие идеи, о которых они рассказали порталу Phys.org. Первая предполагает вылупление детенышей в открытой воде, как сегодня рождаются некоторые виды морских змей. Другая использует аналогию с морскими черепахами, откладывающими яйца на пляже. В качестве основного минуса второй гипотезы исследовали называют крупные размеры мозазавров, которые серьёзно затрудняли бы для них пребывание на суше. Некоторые палеонтологи, исследовавшие окаменелость, предполагают, что мозазавры могли выбираться на сушу не целиком, а, например, только задней частью тела.

Кавычки начало.png Так что мы не можем исключить идеи, что они высовывали на берег только свой хвост, хотя ничего подобного и не было обнаружено. Кавычки конец.png
Джулия А. Кларк (Julia A. Clarke), палеонтолог, соавтор работы

Источники