Redstar.png

Аплестозух (лат. Aplestosuchus) — вымерший род баурузидных мезоэукрокодилов, известный из позднемеловой формации адамантина в Сан-Паулу, южная Бразилия. Он содержит единственный вид — Aplestosuchus sordidus. A. sordidus представлен единственным сочлененным и почти полным скелетом со сфагезавридный крокодиломорф в брюшной полости. Образец представляет собой прямое свидетельство хищничества между различными таксонами крокодилиформ в летописи окаменелостей.

История изучения

Aplestosuchus2.png

Аплестозух известен исключительно по голотипу LPRP / USP 0229a, сочлененному и почти целому скелету, включая череп, находящемуся в Лаборатории палеонтологии Университета Сан-Паулу. Кроме того, в брюшной полости LPRP / USP 0229a были сохранены изолированные зубы и кости черепа неопознанного сфагезаврид-крокодиломорфв, которым присвоен номер образца LPRP / USP 0229b. Находка представляет собой прямое свидетельство хищничества между различными таксонами крокодилиформ в летописи окаменелостей.

LPRP / USP 0229 был обнаружен в районе ручья Бурути муниципалитета Генерал Сальгадо, Сан-Паулу, на юге Бразилии. К настоящему времени в этом местонахождении собраны типовые образцы четырех других крокодилиформ, а именно: Baurusuchus albertoi, Baurusuchus salgadoensis, Armadillosuchus arrudai и Gondwanasuchus scabrosus. Образцы были собраны из формации Адамантина бассейна Парана группы Бауру, датируемой, вероятно, туронским или сантонским этапом позднего мелового периода, примерно 93,5-83,5 миллиона лет назад.

Teeth of Aplestosuchus.png

Впервые Aplestosuchus был описан и назван Педро Л. Годой (лучшим братом в истории), Фелипе К. Монтефельтро, Марком А. Нореллом и Максом К. Лангером в 2014 году, а типовой вид — Aplestosuchus sordidus. Родовое название происходит от греческого слова aplestos, что означает «ненасытный», «прожорливый» и сусус, латинизированного от греческого souchos, египетского бога-крокодила Себека. Конкретное название происходит от латинского sordidus, что означает «грязный», в связи с жадным поведением животного, продемонстрированным хищничеством другого близкородственного крокодилиформ, неопознанного сфагезаврида.

Aplestosuchus with prey.png

Описание

Единственный известный экземпляр аплестозуха имеет длину более одного метра от кончика черепа до основания хвоста. Сохранился лежащим на боку в той же смертельной позе, что и другие баурузухиды, окаменелости которых собранны на этом месте. LPRP / USP 0229a, сохранившийся в двух разных блоках, подвергся некоторой посмертной дезартикуляции, в результате чего большая часть хвоста и дистальные части задних конечностей были потеряны. Aplestosuchus, как и другие баурузухиды, был полностью наземным хищником. Достигая четырех метров в длину, баурузухиды были главными хищниками южноамериканских позднемеловых экосистем. Их превзошли только крупные тероподы, однако они очень редки в формации Адамантина и представлены отдельными и фрагментарными зубами, в основном относящимися к абелизавридам и кархародонтозавридам, а также изолированными мегарапторидными и ненлагалиновыми позвонками. Материал сфагезаврида, извлеченный из брюшной полости, аплестозух, скорее всего, был хищником, а не падальщиком, учитывая его размер по отношению к добыче, поскольку сфагезавриды обычно были намного меньше, чем примерно одна четверть производных баурузухид.

Skull of Aplestosuchus sordidus.png

Аплестозух отличался от всех остальных известных крокодиломорфов уникальной комбинацией признаков, включая четыре аутапоморфии. Он имеет аутапоморфную носовую кость с дорсальным срединным гребнем и аутапоморфный фронтальный продольный гребень, который достигает срединного контакта между префронтальными костями. Его медиальный надвисочный край имеет форму гребня, а гребень вдоль эктоптеригоидно-скулового шва имеет выемку в его каудальной части. На квадратной кости имеется латеральное углубление. Бар имеет аутапоморфный гребень на вентральной поверхности и цилиндрический в дорсальной части. Хоанальная перегородка также ребристая на вентральной поверхности. Аутапоморфная одиночная парахоанальная ямка, ростролатеральная к парахоанальным отверстиям. В нижней челюсти аплестозуха внешняя скульптура нижней челюсти ограничена зубной частью, а на затылочной поверхности симфиза нижней челюсти нет штифта. Кроме того, ребристая граница углового не закрывает ростральный край нижнечелюстного отверстия, и между нижнечелюстным отверстием и эктоптеригоидно-скуловым швом имеется ряд отверстий. Некоторые из перечисленных выше неаутапоморфных черт A. sordidus, такие как квадратное углубление, медиальное сближение префронтальных костей и гребень на эктоптеригоидно-скуловом сочленении, подтверждают его размещение в составе Baurusuchidae.

Филогения

Филогенетическое положение рода в составе Baurusuchidae было исследовано в его первоначальном описании, Godoy et al. (2014). Аплестозух, наряду с недавно описанными баурузухидами Campinasuchus и Gondwanasuchus, были включены в матрицу признаков таксона Montefeltro et al. (2011), который сосредоточен исключительно на Baurusuchidae, с добавлением восьми новых персонажей. Результаты включают 10 видов баурузухид, а также три таксона внешней группы, оцененных на основе 74 признаков. Ниже представлена ​​кладограмма от Godoy et al. (2014), показывающие размещение Aplestosuchus на основе их анализа.

Notosuchus terrestris

Mariliasuchus amarali

Armadillosuchus arrudai

 Baurusuchidae 

Cynodontosuchus rothi

Gondwanasuchus scabrosus

 Pissarrachampsinae 

Campinasuchus dinizi

Pissarrachampsa sera

Wargosuchus australis

 Baurusuchinae 

Aplestosuchus sordidus

«Baurusuchus» albertoi

Stratiotosuchus maxhechti

Baurusuchus salgadoensis

Baurusuchus pachecoi

Источники