ФЭНДОМ

Ардеозавр (лат. Ardeosaurus) — вымерший род базальных ящериц, известный из ископаемых, найденных в поздней юре Solnhofen Plattenkalk в Баварии, на юге Германии.

Описание

0u57bf2d99-72b1c8aa-7951400c

Первоначально Ardeosaurus считался дальним родственником современных гекконов и на реконструкциях имел аналогичный внешний вид. Эванс и его коллеги в 2005 году, однако, показали, что он был базальным представителем Squamata, однако вне группі современных змей и ящериц. Последующее исследование, проведенное Simões и его коллегами в 2017 году, подтвердило его первоначальное предполагаемое филогенетическое размещение, что указывает на то, что Ardeosaurus находился у основания эволюционного дерева современных гекконов. Это было животное около 20 сантиметров в длину, с плоской головой и большими глазами. Вероятно, это был ночной вид, и у него были челюсти, приспособленные для питания насекомыми и пауками.

0u4738e09b-c2ecab00-19822dc5

Впервые описанный во второй половине XIX века, Ardeosaurus считается возможным предком гекконов, в частности, из-за характеристик черепа. Для этого животного и других близкородственных (Eichstaettisaurus и Yabeinosaurus) было создано семейство Ardeosauridae, состоящее из предполагаемых примитивных гекконов. В более поздние времена, однако, ардезозавр считался возможной базальной формой Scincomorpha, большой группы чешуйчатых, среди прочего включающей современных ящерицы. Возможно, однако, что эти примитивные формы представляют собой ветвь, очень близкую как к Gekkota, так и к Scincomorpha. Известны два вида ардезозавров: Ardeosaurus brevipes и A. digitatellus, обнаруженные в месторождении Solnhofen.

Образ жизни

Ardeosaurus был небольшим охотником на беспозвоночных, таких как насекомые и черви. Большие орбиты указывают, что он был активным, вероятно, в ночное время. Возможно, что это было древесное животное, как и современные. На краях лагуны Солнхофена было множество других напоминающих ящериц рептилий, таких как Eichstaettisaurus, Bavarisaurus, Homeosaurus и Kallimodon, каждый со своей специализацией.

Источники