Вымершие животные вики
Advertisement
Кавычки начало.png Отдельного упоминания хаслуживает скелетик молодого арстанозавра (высота малыша - чуть больше метра). Арстанозавры длиной до 9 метров водились в позднем мелу в Монголии и Казахстане Кавычки конец.png
Ивахненко М. Ф., Корабельников В. А. "Живое прошлое земли"

Арстанозавр (лат. Arstanosaurus) - род динозавров из надсемейства гадрозавроид, обитавших в позднем меловом периоде на территории Казахстана.

История

Арстанозавра описали на основе образца AAIZ 1/1, или IZ AN KSSR 1/1, - частичной верхней челюсти, связанной с нижним концом бедра AAIZ 1/2. Образцы происходят из формации Бостобе и были обнаружены в Аккурган-Болтыке близ Кызылорды. Материал долгое время игнорировался, пока в середине 1990-ых не появилась гипотеза, что останки могут принадлежать цератопсу. Позднее появилась публикация, что уникальные признаки арстанозавра сомнительны: челюсть принадлежала животному, похожему на бактрозавра, а бедро было недиагностируемым. Таким образом, казахстанский ящер стал спорным родом. Анализ 2004 года показал, что арстанозавр принадлежит к гадрозавридам.

В 2012 году на основе материала из той же области, что арстанозавр, был описан валидный гадрозаврид - батырозавр.

В 1979 году в формации Баян Ширен были обнаружены останки гадрозавра, которого неофициально назвали "гадолозавром". Иногда его определяют к арстанозавру, но этот ящер, вероятно, относится к иному роду.

Палеоэкология

Арстанозавр был крупным растительноядным животным. В формации Бостобе он занимал нишу средних растительноядных наряду с батырозавром и аралозавром, а также неописанным анкилозавром. Крупные растительноядные были представлены титанозаврами. На гадрозавров охотились некрупные тираннозавроиды. Мелкие хищники были представлены троодонтидами. Всеядные животные были представлены млекопитающими и манирапторами. Присутствовали триониксы, лиссамфибии, вроде эоскаферпетона.

Источники

Advertisement