ФЭНДОМ

Археоистидактиль (лат. Archaeoistiodactylus) — род птерозавров семейства Istiodactylidae подотряда Pterodactyloidea, живших в юрском периоде на территории современного Китая.

Описание

0u60b7ea1a-738ebc9c-5e475511

Род был назван и описан в 2010 году китайскими учёными Lü Junchang и Fucha Xiaohui. Типовым и единственным видом является Archaeoistiodactylus linglongtaensis. Родовое наименование происходит от древнегреческого archaeo — «древний» и названия рода Istiodactylus, имея в виду то, что археоистиодактиль может являться предком истиодактиля. Видовой эпитет указывает на место обнаружения находки, Linglongta.

Голотип JPM04-0008 был найден в слоях формации Tiaojishan, датируемых серединой юрского периода (батская — келловейская эпохи, около 165 миллионов лет назад). Он состоит из частичного скелета с фрагментами черепа и нижней челюсти и включает также останки крыльев, обе задние лапы, тазовые кости и рёбра. Хвост, ступни и шейные позвонки не сохранились, что затрудняет определение.

Археоистиодактиль был относительно небольшим птерозавром с размахом крыльев около пятидесяти сантиметров. Исследователи определили несколько характерных черт этого животного. Зубы в передней части верхней челюсти острые и наклонены назад. Зубы в нижней челюсти имеют круглые лунки. Пястные кости относительно короткие. Вторая и третья фаланга пальцев крыла и кость голени примерно равны по размеру.

В передней трети нижней челюсти сохранились несколько заострённых зубов; задние зубы утеряны, остались только лунки, расположенные довольно далеко друг от друга. В фрагменте верхней челюсти присутствует один зуб, загнутый назад и сплющенный. Ни один из известных ныне родов птерозавров не имеет подобных зубов. Задние лапы довольно крупные, с бедренными костями длиной 44 мм и длиной берцовых костей в 62 мм. Плечевая кость крыла имеет длину 47 мм, локтевая кость — 70 мм, четвёртый палец крыла — 28 мм. Челюсти заострённые, с удлинённым симфизом.

Исследователи определили положение археоистиодактиля как базальное по отношению к истиодактилю в первую очередь из-за формы верхнего зуба. Это один из древнейших известных представителей группы, во всяком случае, самый ранний из подотряда птеродактилей, к которому он, скорее всего, принадлежит, исходя из формы симфиза. Плезиоморфные признаки, характерные для бо́льшей части представителей группы, археоистиодактиль не утерял, в данном случае это короткие пястные кости, круглые зубы в нижней челюсти и заострённый кончик челюсти. Поздние истиодактилиды имели округлый рострум, уплощённые зубы и длинные пястные кости.

Авторы описания отнесли Archaeoistiodactylus к кладе Breviquartossa, посчитав его тесно связанным с семейством Istiodactylidae, чем с любой другой группой птерозавров. Тем не менее, они посчитали его более примитивным, чем меловые истиодактилиды, и рассматривали его как предка, а не как представителя семейства. Мартилл и Этчес (2013) полагают, что образец голотипа может оказаться на самом деле плохо сохранившимся образцом дарвиноптера.

Литература

  • Lü Junchang and Fucha Xiaohui. A new pterosaur (Pterosauria) from Middle Jurassic Tiaojishan Formation of western Liaoning, China (англ.) // Global Geology. — 2010. — Vol. 13, no. 3/4. — P. 113—118. — ISSN 1673-9736.2010.03/04.01. — DOI:10.3969/j
  • David M. Martill and Steve Etches. A new monofenestratan pterosaur from the Kimmeridge Clay Formation (Upper Jurassic, Kimmeridgian) of Dorset, England (англ.) // Acta Palaeontologica Polonica. — 2013. — Vol. 58, no. 2. — P. 285—294. — DOI:10.4202/app.2011.0071

Источники