Вымершие животные вики
Advertisement

Redstar.png

Археопельта (лат. Archeopelta) — вымерший род плотоядных архозавров из позднего среднего или раннего позднего триаса (от позднего ладинского до раннего карнийского периода). Это был хищник длиной 2 м (6 футов), обитавший на территории нынешней южной Бразилии. Его точное филогенетическое расположение в пределах Archosauriformes неясно; первоначально он был классифицирован как досвеллиид, но впоследствии утверждалось, что он был эрпетосухидным архозавром.

Описание

Archaeopelta vertebra and armor.png

Мозговая коробка CPEZ-239 низкая, без затылочной шейки. Экзокципиталы не пересекаются медиально. Паразатылочные отростки выходят наружу и немного вниз, а надзатылочные отростки имеют гребень. Уникально то, что в углу опистотика присутствует очень глубокая ямка. Выход подъязычного нерва — одиночное отверстие. Базальные туберы очень низкие и разделены глубокой выемкой. Парабазисфеноид короткий, а его выходы для внутренних сонных артерий маленькие и вытянуты к заднему краю кости. Базиптеригоидные отростки расположены близко друг к другу и выступают в переднебоковом направлении. Выход для лицевого нерва находится в преддверии преддверия, а пластинка, разделяющая метотическое отверстие и овальное окно, очень тонкая.

Задние позвонки лишь немного удлинены и не сужены с боков. Диапофизы толстые, прямоугольные, удлиненные. Презигапофизы короткие, а нервные отростки длинные и имеют овальную форму в поперечном сечении. Первый «изначальный» крестцовый позвонок (вероятно, второй крестцовый) низкий и широкий, с крестцовыми ребрами характерной формы. Крестцовые ребра расширяются кпереди на концах, причем передние расширения большие и почти треугольные. Уникальные презигапофизы первого первобытного человека очень большие и круглые, направленные вниз и внутрь. С другой стороны, постзигапофизы короткие, направлены вниз и соединены V-образным гипосфеном. Хотя и неполный, второй «изначальный» крестец (вероятно, третий крестец) также низкий, с крестцовыми ребрами, подобными ребрам первого «изначального» крестца.

Youngina-bpi-2871.jpg

Головка плечевой кости смещена от диафиза плечевой кости, а правая плечевая кость в целом широкая и сужается в дистальном направлении (хотя дистальная часть отсутствует). Тонкая кость была интерпретирована как правая подвздошная кость с необычным подвздошным лезвием, которое имеет S-образную форму сзади. Однако эта интерпретация сомнительна, и форма кости может быть результатом посмертной деформации. Седалищная кость имела длинный и глубокий лобковый стебель, но очень короткий подвздошный стебель. Седалищный стержень тонкий, нижний край изгибается к средней линии. Правое бедро спереди S-образное, с очень широким в поперечном направлении дистальным концом и слабо развитыми мыщелками и бугорками. Правая большеберцовая кость переднезадняя широкая, но сужается в дистальном направлении и не имеет дистального конца. Необычная палочковидная кость может быть дистальной частью большеберцовой кости.

Несколько остеодерм сохраняются с помощью CPEZ-239a. По крайней мере, два ряда остеодерм прикреплены к каждому нервному отростку позвонков, и есть свидетельства того, что также присутствовали дополнительные ряды латеральных остеодерм. Остеодермы очень толстые, четырехугольной формы, с прямыми задними и медиальными краями и закругленными передними и боковыми краями. Они были шероховатыми и покрыты глубокими круглыми ямками, каждая из которых имела переднюю суставную пластинку (гладкую область, где предшествующая остеодерма перекрывала бы передний край следующей остеодермы). Хотя у них были зазубренные края, у них не было поднятого киля или пика (спинного выступа) на поверхности. Маленькие круглые пластинки, прикрепленные к бедренной кости, могут быть аппендикулярными остеодермами, хотя плохая сохранность делает это сомнительным.

Классификация

По первоначальному описанию Archeopelta, род был помещен как близкий родственник Doswellia во вновь созданное семейство Doswellidae. Это направление было связано со структурой остеодермы, очень похожей на остеодермы Doswellia. Вдобавок, Археопельта разделяла с Досвеллией несколько других особенностей, которые не были известны в Тарджадии, что было довольно неполным на момент описания Археопельты. Среди этих особенностей — широкий первый зачаток крестца, длинная и отклоненная вбок подвздошная лопасть и выступающие вперед базиптеригоидные отростки. Это кладограмма из исследования Desojo, Ezcurra & Schultz, 2011:

Archosauromorpha

Мезозух

Пролацерта

Archosauriformes

Протерозух

Ванклевея

Эритрозух

Эупаркерия

Ханарезух

Турфанозух

Досвеллииды

Тарьядия

Досвеллия

Archeopelta

Йонгезух

Archosauria

В 2013 году Лукас, Шпильманн и Хант заявили, что Archeopelta был младшим синонимом — из-за отсутствия отличительных черт между ними. Однако Ezcurra (2016) представил несколько различий между двумя родами. Например, у Archeopelta спинные позвонки без сужения и гребень на надзатылочной коже, а у Tarjadia — противоположные черты. Тем не менее, Эскурра заметил, что у обоих родов были очень толстые остеодермы, и он считал, что оба они были дозвеллидами, более тесно связанными друг с другом, чем с Doswellia.

Новые экземпляры Tarjadia, описанные в 2017 году, предоставили филогенетический анализ, в котором утверждалось, что Tarjadia и Archeopelta не были досвеллидами, а скорее псевдозуховыми архозаврами семейства Erpetosuchidae. Дерево строгого консенсуса этого анализа приведено ниже. Остеодермы Erpetosuchid похожи на остеодермы Doswellid, что объясняет более раннюю классификацию Tarjadia и Archeopelta. Даже в непармоничных филогенетических деревьях анализа, который вынудил их быть восстановленными как досвеллиды, Tarjadia и Archeopelta все еще составляли кладу с Erpetosuchus. Несмотря на изменение классификации Археопельты, он по-прежнему образует кладу с тарджадией как с эрпетозухидом. Это связано с тем, что у них обоих очень короткая или отсутствует затылочная шейка, а остеодермы не имеют дорсального выступа.

Eucrocopoda

Эупаркерия

Протерохампсия

Досвеллииды

Протерохапсиды

Archosauria

Авеметатарзалии

Pseudosuchia

Фитозавры

Нундазух

Этозавры

Орнитозухиды

Эрпетозухиды

Диоплакс

Archeopelta

Тарьядия

Паррингтония

Эрпетозух

Erpetosuchus sp.

Грацилизухиды

Тицинозух

Paracrocodylomorpha

Источники

Advertisement