Архерия (лат. Archeria) — род антракозавров позднекарбоновой - раннепермской эпохи. Выделяется в особое семейство Archeriidae, в которое входят также крикот и спондилерпетон.

Описание

Archeria BW.jpg

Разрозненные позвонки антракозавров из позднего карбона — ранней перми Северной Америки приписывались крикоту, описанному Э. Д. Копом в 1884 году. Позднее эти остатки признали недиагностичными, для наиболее полных находок, в том числе и полных скелетов. Поэтому Э. Кейз выделил их в 1918 году в новый род Archeria.

По своему строению архерия — типичный эмболомер с длинным змеевидным телом, короткими конечностями с перепонками между пальцами и очень длинным гребным хвостом. Невральные шипы хвостовых позвонков высокие, супраневральные радиалии образуют «хвостовой плавник». Передние и задние конечности пятипалые, передние существенно меньше задних, служивших для передвижения в воде. Тазовая кость массивная. Череп низкий, с длинной мордой и высокой нижней челюстью. Зубы были очень мелкими. Хорошо также развиты желобки боковой линии. Архерия — самый изученный антракозавр и её скелет используют для реконструкции внешнего облика других представителей отряда.

Archeria crassidisca Cope 1884 - типовый вид, известен по находкам из позднего карбона-перми Техаса. Голотип -  AMNH 4550 и 4550a - частичный скелет. Син.: Cricotus crassidisca и Archeria robinsoni Case 1915. 

Archeria victori Stovall 1948 - второй вид, известен из более ранних отложений перми. Голотип - OMNH 04176 (UOM 2-1-S8), челюсть. 

Длина черепа составляет от 20 до 35 см, что предполагает общую длину животного до 2 метров. Судя по мелким зубам и длинной морде, животное питалось мелкой добычей. Род известен с самого начала перми до верхних горизонтов ранней перми в Техасе и Нью-Мексико (формация Уичита).

Архерии — одни из последних антракозавров.

Родовое название

Название дано в честь округа Арчер штата Техас (США), откуда известны наиболее полные остатки.

Archeria — научное название не только рода вымерших земноводных, но и рода цветковых растений из семейства вересковых. Поскольку эмболомер Archeria находится в юрисдикции Международного кодекса зоологической номенклатуры, а вереск Archeria — в юрисдикции Международного кодекса ботанической номенклатуры, эти названия не являются таксономическими омонимами и к ним не должна применяться процедура устранения омонимии.

Источники