Вымершие животные вики
Advertisement
Вымершие животные вики

Атиходракон (лат. Atychodracon) — плезиозавр обитавший в юрском периоде на территории Великобритании, около 201 млн лет назад.

История изучения

Изображение Plesiosaurus megacephalus в Бристольском Музее

Останки окаменевшего скелета плезиозавра были обнаружены примерно в 14 км к северо-востоку от города Стрит, округ Сомерсет, Англия. Вид Plesiosaurus megacephalus был впервые описан и назван Самуэлем Статчбери в январе 1846 года, как один из многочисленных видов плезиозавра. Видовое название означает по-гречески «крупноголовый», по отношению к очень большому черепу, по сравнению с остальными элементами скелета. Оригинальный образец голотипа (BRSMG Cb 2335) размещался в картинной галерее Бристольского музея, пока не был разрушен 24 ноября 1940 года во время немецкой бомбардировки, в ходе Второй мировой войны. Однако сохранились подробные описания и иллюстрации образца, а также высококачественные исторические фотографии, которые все еще существуют и по сей день. Сохранившиеся гипсовые слепки голотипа, черепа и передних конечностей, позволяют учёным диагностировать этот вид плБрезиозавра.

Голотип представлял собой полный и сочлененный скелет, включая череп и нижнюю челюсть, с общей длиной тела в 4,96 метра и был одним из нескольких образцов плезиозавров, представленных в Музее Бристоля в первой половине двадцатого века. Кроме утерянного голотипа, известны как минимум три копии, в том числе образец NHMUK R1309/1310, размещенный в Музее естественной истории в Лондоне, TCD.47762a в Музее геологии, Тринити-колледже в Дублине и BGS GSM 118410 в Британской геологической службе, Кейворт, Ноттингем. Каждая из копий является репликой частей оригинального образца и содержит изображение черепа, девяти передних шейных позвонков и правую переднюю конечность. В июне 2014 года были выпущены трехмерные цифровые модели BGS GSM 118410.

Rhomaleosaurus arcuatus (ранее Eurycleidus arcuatus), сейчас относится к роду Atychodracon

Плезиозавровая природа «Plesiosaurus» megacephalus осталась неизменной, до пересмотра Ричардом Лидеккером, в 1889 году. Лидеккер признал сходство этого вида с ромалеозавридами, но поскольку он и Гарри Сили «неуклонно отказывались признавать общие и конкретные имена, предложенные друг другом», он переместил вид Р. megacephalus к роду Thaumatosaurus, который рассматривался им как альтернативная замена рода ромалеозавр (Rhomaleosaurus). Ещё большую путаницу в названиях произвел Чарлз Уильям Эндрюс (1922), когда выделил этот экземпляр, вместе с другим сходным видом плезиозавра в новый род Eurycleidus (E. arcuatus и E. megacephalus). Неопределённость в таксономии сохранялась до 1994 года, когда Cruickshank обозначил неотип (образец LEICS G221.1851) для этого вида, в пользу «Rhomaleosaurus» megacephalus. Новый образец неотипа, найденный в начале 1850-х годов, получил прозвище «Барроу Киппер» (Taylor and Martin, 1990). Череп был подробно описан Cruikshank (1994), он также демонстрируется в New Walk Museum, в Лестере, графство Лестершир, Англия.[1]

Atychodracon megacephalus, образец «Barrow Kipper», New Walk Museum.

Дальнейшее изучение продолжилось уже в новом тысячелетии. Адам С. Смит в своем тезисе 2007 года по анатомии и классификации семейства Rhomaleosauridae и Смит и Дайк (Smith and Dyke, 2008) признали необходимость выделения нового рода для «Rhomaleosaurus» megacephalus. В 2015 году Адам Смит установил новое название рода - Atychodracon. Общее название рода происходит от греческого ατυχής, (atychis), что означает «неудачный», в отношении разрушения голотипа во время Второй мировой войны и δράκωνe (drakon), что означает «дракон».[2]

Описание

Атиходракон - хищный плезиозавр среднего размера, известный из нескольких особей общей длиной тела около 5 м (16 футов) и черепом около 80 см. Обитал в юрском периоде. Атиходракон, основанный исключительно на голотипе, имеет 29-30 шейных позвонков и около 32 хвостовых позвонков. Среди других ромалеозаврид материал Атиходракона в основном ранее относился к двум родам, а именно к Rhomaleosaurus и Eurycleidus.

Источники

Advertisement