ФЭНДОМ

Атроцираптор (лат. Atrociraptor) — род тероподовых динозавров семейства дромеозаврид, известный из маастрихтских (верхний меловой период) отложений провинции Альберта, Канада.

Единственный известный и, соответственно, типовой вид — Atrociraptor marshalli P. Currie & Varricchio, 2004.

История открытия и описание Править

Atrociraptor royal tyrrell

Ископаемый образец

Типовой и единственный образец (голотип RTMP 95.166.1) был обнаружен Уэйном Маршаллом (Wayne Marshall) в 1995 году, в слоях геологической формации Horseshoe Canyon, также содержащих окаменелости Albertosaurus, недалеко от города Драмеллер, провинция Альберта, Канада. Эти костеносные слои расположены в верхней части четвёртого блока формации Horseshoe Canyon, который датируется около 68.5 млн лет назад. Единственный известный образец состоит из обеих предчелюстных костей, правой верхней челюсти, обеих зубных костей, зубов и многочисленных мелких фрагментов. Череп, по-видимому, был необычайно коротким и высоким. Зубы относительно прямые, но выходят из зубных альвеол под углом к ​​линии челюсти. Ряд изолированных зубов (ранее отнесённых к Saurornitholestes) также были обнаружены в формации Horseshoe Canyon.

D1DtfyQXgAMSdea

В 2010 году американский палеонтолог Грегори С. Пол (Gregory S. Paul) оценил длину Atrociraptor в 2 м, вес в 15 кг. Atrociraptor отличается от Bambiraptor и других велоцирапторин своим более изодонтным расположением зубов (зубы имеют разные размеры, но одинаковую форму) и короткой глубокой мордой. Верхнечелюстное отверстие относительно большое, расположено прямо над другим отверстием черепа, предчелюстным отверстием, данная особенность неизвестна у других видов.

Изначально Atrociraptor был отнесён к подсемейству Velociraptorinae в составе семейства Dromaeosauridae, однако, в 2009 году канадский палеонтолог Филип Кюрри (Philip Currie) опубликовал кладистический анализ, показывающий, что Atrociraptor является членом подсемейства Saurornitholestinae.

Этимология Править

Atrociraptor marshalli был назван палеонтологами Филипом Дж. Кюрри (Philip J. Currie) и Дэвидом Варриккьо (David Varricchio) в 2004 году. Родовое название происходит от лат. atrox — «дикарь», и лат. raptor — «хищник; разбойник». Видовое название дано в честь первооткрывателя окаменелостей Маршалла.

Галерея Править

Источники Править

  1. 1,0 1,1 Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. Atrociraptor - Fossilworks