Бавитий (лат. Bawitius bartheli) — род гигантских многопёровых, описанный из сеноманского яруса формации Бахария (Египет). Включает в себя единственный вид — Bawitius bartheli, описанный в 1984 году как Polypterus bartheli.

Название рода происходит от названия города Эль-Бавити, крупнейшего населённого пункта (население: ок. 30 000 человек) в оазисе Бахария, где были обнаружены окаменелости этой рыбы.

Описание

Bawitius.jpg

Бавитий относится к отряду многопёрообразных, первые представители которого появились в среднем юрском периоде и с тех мор мало изменились.

Внешне бавитий крайне похож на современных многопёров, если, конечно, не смотреть на размеры — ископаемый Bawitius достигал, по оценкам учёных, до трёх метров в длину, тогда как самые крупные из современных многопёровых — нильский многопёр, вырастающий до 90—125 см.

При этом в его анатомии заметно достаточное количество отличий, чтобы выделить рыбы в отдельный род, например, тип соединения латерального отростка с верхней челюстью, высокий и узкий эктоптеригоид (наружная крыловидная кость), наличие 14 зубов в главном ряду и отличное от современных полиптеров строение чешуи.

Образ жизни

Некоторые представители фауны формации Бахария

Бавитии обитали в чуть солоноватых водах, около того места, где древняя река впадала в море. Периодически, если верить характеру отложений, море поднималось и затапливало то, что позднее станет оазисом Бахария.

Угрозу для гигантских бавитий могли представлять лишь древние акулы и спинозавры, также обитавшие в тех местах.

Сам бавитий был хищником и, вероятно, как и современные многопёры, находил жертву по запаху из-за слабого зрения, после чего подкрадывался к ней, плывя при помощи волнообразных движений грудных плавников, и хватал. Современные многопёры — ночные животные, днём они скрываются под корягами и в зарослях.

Современный сенегальский многопёр (Polypterus senegalus), популярный аквариумный питомец.

Современный каламоихт (Erpetoichthys calabaricus), популярный аквариумный питомец.

Примечательна и архаичная необходимость современных многопёров дышать атмосферным воздухом хотя бы раз в 2—3 часа. Излишки воздуха эти рыбы стравливают через брызгальца, обычно характерные для хрящевых рыб (ещё один признак древности многопёров). Оказавшись же на суше, современные многопёры способны дышать с помощью своего плавательного пузыря до пяти часов. Возможно, все эти признаки также были присущи и древним бавитиям.

Источники