Вымершие животные вики
Advertisement

Redstar.png

Бакулит (лат. Baculites) — род прямораковинных аммонитов, описанный из мела Анголы, Антарктиды, Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Канады, Чили, Дании, Египта, Франции, Германии, Гренландии, Гаити, Индии, Японии, Иордании, Мексики, Мозамбика, Нидерландов, Новой Зеландии, Нигерии, Румынии, России, ЮАР, Испании, Швеции, Туниса, Турции, Туркменистана, Великобритании, США и палеоцена США.

Описание

Бакулит 2.jpg

Взрослые бакулиты достигали от семи сантиметров (Baculites larsoni) до двух метров в длину. Одной из примечательной особенностью Baculites являлось то, что мужские особи, возможно, были примерно в половину меньше размера самки и имели более светлые швы.

Раковины бакулитов были необычной для аммонитов прямой формы, обычной гладкой или покрытой извилистыми полосами или рёбрами, наклонёнными в дорсо-вентральном положении. Отверстие раковины тоже находится под углом, имеет изогнутые края. Нижняя часть раковины близ отверстия закруглена и имет вид узкой пластинки, верхняя более широкая. У бакулитов сохранялись ювенальные камеры, завёрнутые в один или два завитка и диаметром около 1 см. Внутреннее строение раковин бакулита было таким же, как и у остальных аммоноидей: она была разделена на несколько камер, что соединялись сифоном. С помощью сифона регулировалась наполняемость камер газом и, как следствие этого, плавучесть моллюсков. Камеры были разделены перегородками, которые на стынке с внешней оболочкой образовывали швы. Благодаря различиям в строении швов возможно определение видов бакулита.

Голотип Baculites ovatus Say, 1820 из формации Навесинк, Нью-Джерси

Ориентация

Наклонённые бороздки, рёбра и отверстие раковины бакулита говорит о том, что при жизни она находилась в горизонтальном положении. Нечто подобное наблюдается у ранних наутилоидей, вроде басслероцераса и клитендоцераса из ордовикского периода. Однако ряд исследований указывает на вертикальную ориентацию раковины со свисающими вниз головами, так как у них отсутствовал апикальный противовес, позволяющий задерживаться в горизонтальном положении. Хотя работы Герда Вестерманна показали, что ряд бакулитов вполне мог жить в горизонтальном положении.

Стратиграфия и геологическая история

Самые ранний вид бакулита - B. gracilis - обитал в сеноманском ярусе мелового периода. Его остатки известны из формации Бриттон. Чуть позже, в туроне, появляется вид B. undulatus, распространённый в Европе. Наибольшего расцвета бакулиты достигли в кампанском ярусе мелового периода. В западной части Северной Америки (Ларамидии) в нижнем кампском ярусе обитали B. gilberti, ранние B. perplexus, B. asperiformis, B. maclearni и B. obtusus, за которыми временно последовали поздние B. perplexus, а затем B. scotti. В верхнем кампане их сменили сначала B. compressus, затем B. cuneatus, а потом и B. reesidei. Примерно в то же время в Канаде обитал B. pacificum, а в Европе - B. leopoliensis.

В позднем маастрахите виды B. jensen и B. eliasi были заменены B. baculus, B. grandis и B. clinolobatis. Другие маастрахитские виды включают в себя европейского B. anceps и американского B. ovatus из формации Навесинк. Из позднего маастрахита происходит и типовый вид - B. vertebralis, что является одним из последний аммонитов. Его окаменелости были обнаружены также в палеогеновых отложениях Нидерландов и Дании, что указывает на сущестование небольших убежищ для аммонитов в датском ярусе палеогена.

Палеоэкология и палеобиология

Автор: Джошуа Кнуппе

На основе изотопного анализа можно утверждать, что бакулиты обитали в толще воды, находясь не слишком близко ко дну, но и не возле поверхности. В некоторых местонахождениях бакулиты встречаются в достаточно большом количестве, из-за чего считается, что они были стайными организмами. Однако они не образововывали таких плотных стай, как ортоцериды, чтобы считаться породообразующими организмами. Благодаря синхротронным снимкам удалось выявить радулу бакулитов. На основе её строения можно утверждать, что рацион этих моллюсков составляли планктонные организмы. На это также указывали окаменелости личинок брюхоногих моллюсков и пелагического изопода, найденные внутри ротового отверстия бакулита.

Конвергенция

Бакулитов и других прямораковинных аммонитов зачастую путают с ортоцеридами - другой группой прямораковинных головоногих моллюсков. Однако эти сходства обе группы приобрели независимо. Раньше это сделали ортоцериды, обитавшие в период с ордовика по ранний мел, в то время как бакулит и его родственники выпрямили свои раковины в позднем мелу. Различия между этими моллюсками заключаются в строении швов - у ортоцерид они имеют простую форму, у аммоноидей - извилистую.

Культурное влияние

Раковины бакулитов в основном находят в поломанном состоянии, чаще всего сломанными по линии швов. Таким образом отдельные камеры могут отделяться от основной раковины. У американских индейцев подобные окаменелости носят название "каменные буйволы", а у племени Черноногих до сих пор существуют легенды о "Инискимме", "Буйволе, что зовёт камень".

Любопытная история затрагивает голотип бакулита B. ovatus - первого представителя данного рода, описанного на территории Северной и Южной Америки. Голотип был описан Томасом Сейем в 1820 году. Позднее образец проиллюстрировал Сэмюэль Джордж Мортон в 1828 году. Некоторое время голотип принадлежал учёному-квакеру Рубену Хейнсу III, после смерти которого на долгое время исчез. Окаменелость была повторна обнаружена в 2017 году в доме Хейнса.

Галерея

Источник

Advertisement