Вымершие животные вики
Advertisement
Вымершие животные вики

Redstar.png

Барионикс (лат. Baryonyx walkeri) — хищный спинозаврид, живший на территории современной Европы. Обитал в раннем меловом периоде 130-125 млн лет назад.

История изучения

Реконструкция скелета

7 января 1983 года любитель и охотник за ископаемыми Уильям Джон Уокер, обнаружил большую фалангу кисти и часть ребра, в глиняной яме графства Суррей, Англия, через неделю Уокер вернулся и нашел там огромный коготь. Британские палеонтологи Алан Хариг и Анджела Милнер, из Музея естественной истории Лондона, в феврале начали раскопки и нашли еще больше костей на этом участке, работы продолжились в мае и июне. Большая часть костей была окружена мелким песком и илом, а остальная часть лежала в глине. Кости были расчленены и разбросаны на площади 5 х 2 м (17 х 8 футов), но большинство из них лежали не далеко от своих естественных позиций. Анатомическая позиция некоторых костей была нарушена бульдозером, а некоторые из них были разбиты механическим оборудованием, прежде чем они были извлечены. Подготовка образца шла трудно, из-за твердости матрицы алевролитов и наличием сидерита, была сделана попытка даже использовать кислотные препараты, но большая часть матрицы была удалена механически.

череп Baryonyx walkeri

Скелет (голотип BMNH R9951) состоял из частичных костей черепа, зубов, шейных, спинных и хвостовых позвонков, ребер, костей руки и кисти, тазобедренных костей ног. В 1986 году вид был описан Харигом и Милнер как Baryonyx walkeri - «мощный коготь», видовое имя дано в честь Джона Уокера. В 1986 году пресса называет барионикса "лучшей находкой века", в Европе он был широко представлен в международных средствах массовой информации, его открытие было предметом выхода в 1987 году документального фильма BBC. Барионикс получил прозвище "коготь", журналисты каламбурили, сравнивая с названием фильма «Челюсти». Реконструкция скелета монтируется в Музее естественной истории в Лондоне, а в 1997 году Хариг и Милнер публикуют монографию, описывая скелет в деталях. Ископаемые останки, которые впоследствии были отнесены к бариониксу или подобным животным, известны и из других частей Великобритании, это изолированные зубы с острова Уайт, в том числе кости кисти и позвонки, фрагмент верхнечелюстной кости из Ла-Риоха (Испания) был описан в 1995 году, в 1999 году следы динозавров близ Бургоса были идентифицированы как таковые от барионикса или аналогичного теропода.

В 2011 образец из Португалии с фрагментом нижнечелюстных костей, зубами и позвонками, так же был приписан бариониксу, как наиболее полные останки животного. Образец имел много перекрывающегося с голотипом материала, а в 2018 году Арден обнаружил, что кости могут принадлежать другому спинозавриду, так как челюсти этого образца имели другую форму. Возможно, они принадлежат спинозавриду валлибонавенатриксу.

Описание

Baryonyx-size.jpg

В 1988 году его размер определили в 9,5 метров в длину, 2,5 м в высоту, а вес в 1,7 тонн. По оценкам 1997 года длина барионикса составляла 10 метров (33 фута). По данным на 2010 год, размер барионикса составляет 7,5 метров в длину и 1,2 тонны в весе.[2]

Полный скелет барионикса неизвестен. Это был длинный ящер с низкой мордой и узкими челюстями, кончик морды был расширен по бокам в форме розетки. Полная длина черепа была оценена в 910-950 мм (37,4 дюйма), это основано на сравнении с близким родом зухомим, который был на 20% больше. Ноздри были длинными и глубокими, располагались на большом расстоянии от кончика морды. В верхней челюсти была выемка, образованная сочленением премаксиллы и максиллы, которая вписывается в углубление на нижней челюсти (которая загнута вверх в той же самой области). Такое строение придавало челюсти S-образные края. У барионикса было много мелкозубчатых, конических зубов, с крупными зубами спереди. Передние зубы выступали за челюсти для захвата рыбы. Непосредственно за розеткой челюсти сужаются. Морда имела крупные отверстия.

Барионикс имел рудиментарное вторичное нёбо, похожие на крокодилов, в отличие от большинства теропод. В верхней части черепа, над глазами, он имел треугольный сагиттальный гребень.

Сравнение позвонков сигильмассазавра (вверху) и барионикса

Шея была менее изогнута, чем у других теропод, а остистые отростки его спинных позвонков увеличились в высоту, от передней, к задней части спины. Также Барионикс имел сильные передние конечности, с гигантским когтем на первом пальце, длиной до 31 см.

О рационе животного свидетельствуют рыбья чешуя и кости игуанодона, найденные в желудке. Скорее всего он обитал в районах многочисленных водоемов и озер, или вел прибрежный образ жизни,питаясь рыбой, как и его более крупный собрат — спинозавр.

Реконструкция пернатого барионикса.

В культуре

  • Особь барионикса по кличке D-27 появляется в фильме «Мир Юрского периода 2: Падшее королевство», где во время извержения вулкана преследует главных героев в бункере.
  • Барионикс появляется в компьютерной игре «АRK: Survival Evolved», где представлен полуводным хищником, способным создавать вокруг себя водоворот, оглушая противников.

Галерея

Основная статья: Барионикс/Галерея

Источники

Advertisement