Redstar.png

Батизух (лат. Bathysuchus) — род крокодиломорфов-талаттозухов из киммериджского яруса юры. Обитал на территории Франции и Англии. Батизух показывает пелагичные черты, что отличает его от остальные телеозухид, кроме близкого родственника эолодона.

Открытие

Батизух.png

Первоначально батизуха классифицировали как вид телеозавра T. megarhinus Джоном Халком в 1871 году на основе голотипа NHMUK PV OR 43086, неполного рострума, датируемого киммериджем и найденного в Дорсете, Англия. В каталоге рептилий и амфибий Ричарда Лиддекера 1888 года этот ящер фигурирует уже как стенозавр S. megarhinus. Делэйр в 1958 не согласился с этим анализом и в 2005 году восстановил S. megarhinus как близкого родственника телеозавра.

В 2015 году был проведён анализ, который показал, что S. megarhinus отличается от остальных юрских телеозаврид, вследствие чего его выделили в 2019 году в собственный род. Тогда же было проведено новое исследование, подтвердившее результаты предыдущего.

Этимология

Родовое название «Батизух» образовано слиянием греческих слов βαθύς — «глубоко», и tσoῦχος — крокодил. В переводе название означает «глубоководный крокодил», что указывает на предполагаемый образ жизни батизуха.

Описание

Зубы

Известно три образца батизуха — голотип NHMUK PV OR 43086 и DORCM G..5067i-v — неполные рострумы, датируемые киммериджским ярусом. Есть ещё и более древний череп, найденный в зоне аммонитов Ла Кроузетте, Франция.

Батизух — длинномордый крокодиломорф, от которого, кроме рострумов и задней части черепа, известны также зубы и остеодермы. Он отличается от других производных телеозаврид сильно вентрально отклонённым краем премаксиллы, пятью премаксиллярными альвеолами, часть из которых крупнее остальных. Клыки имеют конические зубцы. Батизух отличается от остальных телеозаврид количеством зубов, форме наружных ноздрей, напоминающих правильную цифру «8», сильным внешнем прогибом премаксиллы, направленном вниз.

Остеодермы

От остальных телеозаврид батизух отличается также остеодермами. У большинства членов этого семейства на них расположены многочисленные небольшие ямки каплевидной или неправильной формы, образуя звёздный узор. У батизуха же на остеодермах ямки расположены чередующимися рядами, как и у эолодона. У почти всех хвостовых остеодерм отсутствуют кили. Они также были меньше и тоньше, чем у остальных телеозарид.

Систематика

Череп батизуха

Первоначально батизуха отнесли к семейству телеозавриды в составе отряда талаттозухов, хотя его родство со стенозавром и телеозавром основывалось только на внешних чертах. Анатомические особенности батизуха подтвердили только в 2019 году путём тщательного переописания всех имеющихся образцов. Такая работа также позволила включить его в новый филогенетический анализ талаттозухов. Итогом анализа стало разделение телеозаврид на две группы. Одну назвали «Клада Т» — она содержит в себе телеозавра, батизуха и других телеозаврид с удлинённым рострумом. Вторая клада — «клада S», содержащая в себе стенозавра и его ближайших родственников.

Thalattosuchia

Metriorhynchoidea

Teleosauroidea

'Steneosaurus' gracilirostris

T

Mycterosuchus

Aeolodon

Bathysuchus

Teleosaurus

Platysuchus

Chinese teleosauroid

'Steneosaurus' brevior

S

'Steneosaurus' bollensis

'Steneosaurus' leedsi

'Steneosaurus' larteti

'Steneosaurus' herbeti

Steneosaurus edwardsi

Machimosaurini

Lemmysuchus

Machimosaurus buffetauti

Machimosaurus mosae

Machimosaurus rex

Machimosaurus hugii

Палеобиология

Карта ареала батизуха с хронологической шкалой.

Батизух имеет несколько общих с эолодоном и метриоринхами черт, которые предполагают более пелагический, то есть обитавший в толще воды, образ жизни, чем у иных телеозаврид. Он также разделяет с ними уменьшенную орнаментацию черепа и необычное строение остеодерм. Неизвестно, были ли у батизуха пропорционально уменьшенные конечности, как у его близкого родственника эолодона.

Необычное строение и небольшие размеры остеодерм предположительно связано с терморегуляцией, поскольку считается, что они помогают крокодиломорфам поддерживать температуру. Для пелагических рептилий поддерживать температуру тела нет необходимости, так как внешние скачки температур очень небольшие, а подобное строение остеодерм, возможно, является уникальным признаком батизуха и эолодона, что позволило уменьшить им площадь покрытия остеодерм.

Батизух6.jpg

Присутствие батизуха в породах киммериджа является важной находкой. Предположительно он вёл глубинный образ жизни, обитая в шельфовой зоне глубиной до 200 метров. Батизух также был связан с другими крупными хищниками юры — плиозаврами, офтальмозаврами, метриоринхидами. Все они обитали на территории Юрского суббореального морского пути, по которому можно наблюдать снижение популяции телеозаврид на границе средней и поздней юры по мере повышения уровня океана. Тогда батизух и эолодон представляют из себя попытку мелководных телеозаврид приспособиться к более глубоким зонам ввиду изменения окружающей среды, в то время как остальные телеозавриды ограничили свой ареал неглубокими побережьями океана Тетис и окраинами Европейского архипелага.

Источник