Баурузух (лат. Baurusuchus) — род сухопутных крокодиломорф, обитавший в позднем меловом периоде, живший на территории современного Бауру (Бразилия).

Описание

Тяжелый, мощный, уплощенный с боков череп, скорее предназначенный, для продирания сквозь густую кустарниковую растительность, нежели чем для охоты в водной среде. Возможно, конкурировал с хищными динозаврами (абелизавридами).

Удивительная особенность этой рептилии – на черепе явные признаки строения, свойственные только крупным плотоядным динозаврам: это antorbital fenestra – широкое отверстие между ноздрями и глазницами, которое появилось еще у архозавров в раннем Триасовом периоде, этот признак сохранили птицы, но полностью утратили современные крокодилы.

Кроме того Баурузухус отличался невысокими гребнями сверху черепа. Строение крестцовых позвонков явно свидетельствует об успешном приспособлении к активному перемещению по суше.

Имел высокие грацильные (почти собачьи по строению) лапы. Специалисты в 2010 году предположили, что по строению передних конечностей вполне был способен в засушливые периоды вырывать достаточно глубокие ямы в поисках воды.

Палеоэкология

Анатомические признаки баурузухов указывают на высокоспециализированный наземный образ жизни, несвойственный современным крокодилам. Строение черепа и конечностей всех представителей семейства баурузухид больше всего напоминает таковое у хищных динозавров.

Baurusuchus salgadoensis рассматривается как хищник, живущий в очень жарком и засушливом климате, где не могли бы существовать полуводные крокодилы. Он был найден в массивных песчаниках, которые интерпретируются как высохшие поймы рек. Обнаружение почти полных скелетов указывает на то, что баурузухи, вероятно, рыли глубокие ямы для того, чтобы найти воду. Дополнительной причиной подобного поведения может быть разновидность терморегуляции, присутствующая у современных крокодилов, но поскольку наземные крокодиломорфы сейчас считаются теплокровными животными, у баурузухов она, вероятно, носила несколько иной характер.

Баурузухи, вероятно, были высшими хищниками в местах своего обитания, конкуренцию которым составляли только другие баурузухиды и немногочисленные абелизавриды. Они могли охотиться на таких животных, как орнитоподы, дромеозавриды и меньшие крокодиломорфы. Строение черепа и зубов указывают на то, что баурузух мог убивать и расчленить свою жертву не только так, как это делают современные крокодилы, но и в чем-то напоминал комодского варана, вырезающего массивные шматы мяса движениями головой вперед-назад.