ФЭНДОМ

Бергамодактиль - род ранних птерозавров из Италии.

История изучения Править

В 1978 Руперт Вильд описал небольшой экземпляр из коллекции Музея палеонтологии при Миланском Университете, найденный в Ломбардии. Он определил его как подростка-эвдиморфодона вида E. ranzii. Образец, названный "Миланским экземпляром", показывал отличия от голотипа E. ranzii, но Вильд объяснил это разницей в возрасте.

В 2009 году Фабио Марко Далла Веккья подтвердил теорию о молодости образца: на это указывают отличия в строении скелета, например слияние лопатки с коракоидом, костей запястья в синкарпал, а также отростка-разгибателя крыла на фаланге. Однако Веккья отнёс его к роду карниадактиль.

В 2015 Александр Келлнер выделил "Миланский экземпляр" в собственный род. На это указывало несколько отличий от карниадактиля: это и меньший размер, хотя образцы примерно одного возраста, и то, что птерозавр из Ломбардии жил на несколько миллионов лет позже последних карниадактилей. Новому ящеру присвоили имя Bergamodactylus wildi, соединив название провинции Бергано и греческое "δάκτυλος" - палец. Видовое название чтит память Руперта Вильда.

Описание Править

Голотип MPUM 6009 найден в формации Цорцино, датируемой ранним норийским ярусом. В него входит неполный скелет с черепом и нижней челюстью. Скелет по большей части сочленён, включает большую часть крыльев и позвоночника, однако хвост и задние конечности не сохранились, а часть костей вообще известна только по отпечаткам.

Бергамодактиль - один самых мелких птерозавров. Келлнер оценил размах его крыльев в 465 мм, хотя взрослые особи могли расправить свои крылышки на все 50 см.

Зубы у бергамодактиля по строению сходны с эудиморфодоном, однако их меньше: 14 на каждой челюсти, а у эвдиморфодона их 29 в верхней и 28 в нижней. Среди отличий бергамодактиля от карниодактиля - зубной ряд, доходящий до конца нижней челюсти, вышележащий дельтопекторальный гребень плечевой кости и короткий скрученный птероид. Однако, они оба имеют укороченную фалангу второго пальца крыла.

Палеоэкология Править

Бергамодактиль был прибрежным жителем, обитавшим в колониях на морских побережьях. Они охотились на мелких рыб триасового периода, хотя не брезговали и ракообразными, и моллюсками.