Вымершие животные вики
Advertisement

Redstar.png

Бистахиэве́рсор (лат. Bistahieversor) — тираннозаврид из Нью-Мексико, жил в меловом периоде 74-75 млн лет назад.

История находки[]

Экземпляр NMMNH P-25049

Первые фрагментарные останки из отдельных костей и зубов в пустыне Нью-Мехико были найдены в 1990 году и описаны под видом Aublysodon. В 1992 году был найден частичный скелет с фрагментами черепа молодой особи (образец NMMNH P-25049), но поначалу считался останками дасплетозавра (Daspletosaurus). Новые останки, включающие полный череп взрослой особи (образец NMMNH P-27469), были обнаружены в 1998 году сотрудниками Музея естественной истории и науки Нью-Мехико, недалеко от Фармингтона.

Череп Bistahieversor sealeyi

В 2000-х годах после изучения и анализа окаменелостей, Томас Карр и Томас Уильямсон пришли к выводу об уникальных анатомических отличиях нового образца из Нью-Мехико от типичных тираннозаврид из Монтаны и в 2010 году описали новый род Bistahieversor sealeyi — «разрушитель из Бистахи». Экземпляры находятся в Музее естественной истории и науки Нью-Мексико.

Описание[]

Bistahieversor-size.jpg

Бистахиэверсор — это первый тираннозаврид найденный на Юго-Западе США. Хищник достигал примерно 9 метров (30 футов) в длину.[2] Бистахиэверсор сильно напоминает других представителей тираннозаврид, но отличается наличием 64 зубов, а также наличием дополнительного отверстия под глазом и килем вдоль нижней челюсти.

Дополнительно отверстие представляет из себя ещё одно пневматическое окно, служащее для облегчение веса черепа. У молодых бистахиэверсоров данное окно отсутствовало. Возможно, эта черта появлялась с возрастом или отверстие появилось после смерти особи. Носовые кости обединены с семью выступами лобных костей, что увеличивало силу укуса ящера. Суставы нижней челюсти не могли расширяться вбок, так как были окостеневшими. Над глазами, по середине черепа, находился небольшой гребень.

Исследования 2020 года показали, что бистахиэверсор имел сходные с остальными тираннозавридами пропорции полостей черепа и мозга. Ящер мог обладать крупным мозгом, однако череп разивался пропорционально телу.

Учёные ещё не торопятся описывать посткраниальные части бистрахиэверсора.

Систематика[]

Бистахиэверсор является членом тираннозавридов, однако его положение, как и аппалачиозавра и дриптозавра, точное определить не получается. Он отличается от типовых тираннозаврид, потому что географические барьеры, такие как Скалистые горы, могли быть естественным изолирующим препятствием между более южными динозаврами, такими как Bistahieversor и более развитыми, северными тираннозаврами.

Анализ 2020 года:

Eutyrannosauria

Dryptosaurus aquilunguis

Appalachiosaurus montgomeriensis

Bistahieversor sealeyi

Tyrannosauridae
Albertosaurinae

Gorgosaurus libratus

Albertosaurus sarcophagus

Tyrannosaurinae
Alioramini

Qianzhousaurus sinensis

Alioramus remotus

Alioramus altai

Teratophoneus curriei

Dynamoterror dynastes

Lythronax argestes

Nanuqsaurus hoglundi

Daspletosaurini

Thanatotheristes degrootorum

Dinosaur Park Formation Taxon (FMNH PR308)

Daspletosaurus torosus

Daspletosaurus horneri

Tyrannosaurini

Zhuchengtyrannus magnus

Tarbosaurus bataar

Tyrannosaurus rex

Палеоэкология и палеобиология[]

Бистрахивиэрсор.jpg

Бистахиэверсор был средним хищником, однако он доминировал в своей местности. До недавнего времени считалось, что с ним обитал другой тираннозавр, аублизодон, но позже их синонимизировали. Добычу для этого быстрого охотника представляли анкилозавры нодоцефалозавры, хасмозаврины, пентацератопсы и гадрозавры критозавры и паразавролофы.[3]

Источники[]

Галерея[]

Advertisement