Бластоидеи, также морские бутоны (лат. Blastoidea) — класс иглокожих подтипа Blastozoa, известный с ордовика по пермь. Расцвет пришёлся на каменноугольный период.

Описание

Реконструкция Orophocrinus

Скелет состоял из округлой или бутонообразной чашечки (теки), стебля и брахиолей.

Тека имела отчётливую пятилучевую симметрию. Она состояла из трёх закономерно расположенных поясов табличек и пяти пищевых желобков. Под ними располагались карманообразные каналы — гидроспиры, которые, очевидно, выполняли функцию газообмена. Нижний пояс сложен тремя базальными (основными) табличками. Две из них образовались за счёт попарного слияния (первоначальное число табличек равнялось пяти). Средний пояс образован пятью крупными удлинёнными радиальными табличками с вырезом для пищевого желобка. Верхний пояс представлен пятью мелкими ромбовидными дельтоидальными табличками, которые чередуются с радиальными.

Тека Pentremites, вид сверху

В центре верхней стороны находилось ротовое отверстие, к которому сходились пять амбулакров с пищевыми желобками. Каждый пищевой желобок состоял из двух рядов табличек, загзагообразно сочленявшихся между собой по срединной линии. Таблички имели небольшие краевые бугорки, к которым прикреплялись членистые придатки — брахиоли. Пища, собранная с помощью бразиолей, поступала по пищевым желобкам к ротовому отверстию.

Бластоидеи 3.jpg

Под пищевым желобком находились два складчатых канала (гидроспиры). Вода поступала в гидроспиры через многочисленные мелкие поры, расположенные на границе пищевого желобка и чашечки, и выходила недалеко от рта через пять отверстий, получивших название спиракули. Не исключено, что спиракули являлись вводными (выводными) отверстиями гидроспир, а через многочисленные поры выходили слепые окончания гидроспир — некое подобие амбулакральных ножек. Положение гидроспир под пищевыми желобками и их строение свидетельствует о наличии у бластоидей амбулакральной системы. Наружный ток воды с пищевыми частицами обеспечивал подачу пищи, а внутренний ток воды (возможно, только пульсация) — газообмен.

Пищеварительная система заканчивалась анальным отверстием, которое сливается с одной из спиракулей в единое, более крупное отверстие.

Источники

  • Бондаренко О.Б., Михайлова О.И. Палеонтология. В 2 т. Т. 2 : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательствий центр "Академия", 2011