Земноводные лого.png
Внимание! Над этой статьей ведётся работа.
Пожалуйста, не редактируйте её, если вы видите это сообщение: статью сейчас активно правит Viggo Jackson.

Бройлиэлл (лат. Broiliellus) - вымерший род диссорофоидных темноспондилов в семействе Dissorophidae. Broiliellus наиболее близок к роду Dissorophus, и оба они были помещены в подсемейство Dissorophinae. Broiliellus известен по пяти видам из ранней перми: типовой вид - Broiliellus texensis, а другие виды - Broiliellus brevis, Broiliellus olsoni, Broiliellus arroyoensis и Broiliellus reiszi. Еще один вид, Broiliellus novomexicanus, который первоначально назывался Aspidosaurus novomexicanus, теперь считается выпадающим из этого рода как член подсемейства Eucacopinae.

Описание

Настоящий род - пятый из описанных своеобразные «батрахийские броненосцы» из пермокарбонатных Техас и Нью-Мексико, а именно: Dissorophus Cope, Cacops Уиллистон, аспидозавр Broili, альгейнозавра и Broiliellus. Первые два из этих родов можно сразу различить по полностью закрытой слуховой вырезке; e аспидозавр и Broiliellus слуховая выемка сзади открыта; у альгейнозавра череп неизвестен. Аспидозавр обычно имеет один спинной щит для каждого позвонка, плотно прилегающий к расширенному позвоночнику позвонка щитки имеют форму крыши и узкие в поперечном направлении.

История изучения

Род был впервые назван американским палеонтологом С.В. Уиллистон в 1914 г. на основе двух почти полных черепов в сочленении с посткраниальным материалом из ранней перми Техаса; этот вид получил название Broiliellus texensis, название рода дано по имени немецкого палеонтолога Фердинанда Бройли, а название вида дано по географическому происхождению. В настоящее время голотип хранится в Полевом музее. Второй вид, Broiliellus brevis, из костного ложа Арчер-Сити в Техасе был назван в 1964 году канадским палеонтологом Робертом Кэрроллом; голотип этого вида в настоящее время хранится в Музее сравнительной зоологии. Еще два вида были названы в 1967 году американским палеонтологом Робертом Де Маром, Broiliellus olsoni и Broiliellus arroyoensis, оба из Техаса. Самым последним из описанных видов был Broiliellus reiszi в 2013 году канадским палеонтологом Робертом Холмсом и его коллегами.