Redstar.png

Буриолест (лат. Buriolestes) — род ранних завроподоморфных динозавров из позднетриасового бассейна Парана формации Санта-Мария на юге Бразилии. Он содержит единственный вид, B. schultzi, названный в 2016 году. Типовой образец был найден вместе с образцом лагерпетидного динозавроморфа Ixalerpeton.

История изучения

Образец голотипа ULBRA-PVT280 был обнаружен в 2009 году в ущелье Буриол в Сан-Жуан-ду-Польезин, Бразилия. Эти скалы являются частью формации Санта-Мария, которая относится к эпохе Карния. Экземпляр состоит из единого скелета, на котором сохранены части черепа, позвонки, левая передняя конечность и левая задняя конечность. Также присутствует еще один набор более мелких костей, которые могут принадлежать молоди или другому таксону. Рядом также сохранились две особи иксалерпетона.

Дополнительные останки были обнаружены в 2015 году и опубликованы в 2018 году. К ним относятся в основном полный скелет, CAPPA / UFSM 0035, который сохраняет полный череп и большинство костей, кроме хвостовых позвонков. Дополнительные кости динозавров из местонахождения Буриол также могут принадлежать буриолестам, но их назначение не определено. Они включают бедренную кость (ULBRA-PVT289), часть бедра и задние конечности человека (ULBRA-PVT056) и позвонок с единственной осью (CAPPA / UFSM 0179). Эти новые находки сделали Buriolestes одним из наиболее полных из известных динозавров триасового периода, сравнимым с Eoraptor, Herrerasaurus и Coelophysis.

В 2016 году образец голотипа был описан и получил родовое название Buriolestes в честь семейства Буриол; суффикс — греческое слово «грабитель». Особое имя удостоено палеонтолога Цезаря Шульца. Дополнительные образцы хорошей сохранности были описаны в 2018 г., а черепная коробка CAPPA / UFSM 0035 была описана более подробно в 2020 г.

Описание

Остатки иксалерпетона и буриолеста

Хотя буриолест внешне напоминает хищных динозавров-теропод с челюстями, покрытыми мелко зазубренными и слегка изогнутыми зубами, хорошо приспособленными к хищной диете, на самом деле он является одним из первых представителей других травоядных завроподоморф, группы, которая дала начало гигантским завроподам. Характерные черты завроподоморфа, наблюдаемые у Buriolestes, включают опущенный кончик челюсти и длинный дельто-грудной гребень на плечевой кости. Однако у буриолеста также отсутствовала маленькая голова и увеличенные ноздри, которые типичны для завроподоморфов, а медиальный мыщелок на конце большеберцовой кости выступает назад, что является отличительной чертой (аутапоморфия), уникальной для этого животного.

В 2020 году было проведено исследование, по итогам которого была построена модель внутреннего строения черепа буриолеста. Были обнаружены обонятельные луковицы, которые имели тенденцию к увеличению у поздних завропод. По словам доктора Мюллера, развитие хорошего обоняния могло быть связано с приобретением более сложного социального поведения. Кроме этого, хорошее обоняние могло играть важную роль в добыче пропитания — оно помогло бы животным лучше различать съедобные и несъедобные растения. Еще одно объяснение улучшения обоняния у завроподоморфов — способность улавливать запах хищников.

Гипофиз у буриолестов был невелик, если сравнивать его пропорционально с гипофизом завропод. «Следовательно, мы можем связать развитие железы с гигантизмом этой группы динозавров», — предполагает Мюллер.

Мозг буриолеста заметно отличался от такового у поздних завроподоморфов. Ученые, построившие трехмерную реконструкцию внутренней части его черепа, сообщают в статье, опубликованной в 2020 году в в Journal of Anatomy. Мозг был больше по сравнению с размером своего тела, и его структуры были намного больше похожи на структуры хищных животных. Полученные данные свидетельствуют о том, что огромные травоядные животные более поздних эпох, предки которых, вероятно, были очень похожи на буриолестов, утратили эти черты при переходе к новому малоподвижному образу жизни. Это также редкий взгляд на нейронную анатомию динозавров на очень раннем этапе их эволюции.

Классификация

Филогенетический анализ, проведенный в 2016 году, подтвердил сродство Buriolestes с завроподоморфами. Часть филогенетического древа из исследования показана ниже.

Dinosauria

Ornithischia

Saurischia

Herrerasauridae

Daemonosaurus

Tawa

Chindesaurus

Eodromaeus

Guaibasaurus

Theropoda

Sauropodomorpha

Buriolestes

Eoraptor

Pampadromaeus

Panphagia

Saturnalia

Chromogisaurus

Pantydraco

Efraasia

Plateosaurus

Палеоэкология

4442d2cc998f9548b53af1568b58b8c3.jpg

Форма зубов буриолеста позволяет предположить, что это было плотоядное животное, питавшееся мелкими позвоночными и беспозвоночными, что свидетельствует о том, что завроподоморфы — и, вероятно, все ящеротазовые ​​и динозавры в целом — были хищниками по своей природе, и что завроподоморфы, птицетазовые и различные группы теропод самостоятельно стали травоядными.

Совместное присутствие буриолеста и иксалерпетона аналогично одновременному присутствию динозавров и динозавров, не относящихся к динозаврам, на других участках (таких как формации Ишигуаласто и Чинле), что позволяет предположить, что после их первоначальной эволюционной радиации динозавры довольно долго занимали экологические ниши своих предшественников — базальных динозавроморф.

Источники