Бурнетия (лат. Burnetia) — вымерший род биармозухиевых терапсид из семейства Burnetiidae из поздней перми в Южной Африке. Burnetia известна до сих пор по единственному голотипу черепа без нижней челюсти, описанному южноафриканским палеонтологом Робертом Брумом в 1923 году. Из-за эрозии и дорсовентрального раздробления черты черепа трудно интерпретировать. Фигурные линии дополнительно искажены необычной формой крыши черепа, включая множество выступов и выступов.

История изучения

Брум обнаружил Burnetia mirabilis в зоне скопления дицинодонов недалеко от Грааф-Рейнет, Южная Африка. Брум пришел к выводу, что бурнетия была ближайшим родственником группы горгонопсов. Однако Брум сделал наблюдения, основанные на черепе, когда он был покрыт матрицей и не было видно подлежащей кости. Льюве Бунстра удалил эту матрицу и обнаружил, что Burnetia и горгонопсы различаются в основном утолщением костей выступов и их базисфеноидов.

Описание

Череп бурнетии.

При широком рассмотрении черепа видны хорошо развитые «щеки», выпуклости и ямки, напоминающие парейазавров. Однако небольшая височная ямка отличает его от котилозавра. Общая форма напоминает треугольник. В носу происходит выпячивание кости. В отличие от средней носовой перемычки пробурнетии, длинной, узкой и приподнятой, у бурнетии она имела веретенообразную форму. Срединная носовая бугорка веретенообразная. Рыло широкое, тупое. Большие предглазничные ямки на слёзном слое значительны. Над глазницей заметны выступы на префронтальной и лобной сторонах. Супраорбитальные гребни обращают орбиты к дистальному и кзади. Суборбитальное возвышение делится на выделенные части. Маленькое шишковидное отверстие располагается дорсально на выступе.

Нёбо бурнетии похоже на таковое горгонопсов. Спереди внутренние ноздри имеют нижние клыки. Верхняя челюсть прилегает к небной кости, а кзади от небной кости находится длинный предкомер, который пересекает предчелюстную кость. Нёбо несет зуб, так же как крыловидная кость, которая находится сразу кзади от небной кости. Сошник удерживается окружающими сошниковыми отростками, которые образуют среднюю границу хоаны. В отличие от остальных бурнетиаморфов, межхоанальная часть сошника бурнетии не узкая.

Вогнутый затылок наклонен вверх, что показано, когда он выровнен по вертикали, мордой вниз. Надзатылочная кость расположена кпереди от паразатылочной. Размер базиально-затылочной кости считается небольшим. Большая часть затылочной поверхности, заднего «рога» и задних боковых краев состоит из чешуйчатой ​​кости.

Базисфеноид бурнетии отличается от такового у горгонопсов. У бурнетии характерный для них базисфеноид круглый и неглубокий. В середине базисфеноида он разделен бороздкой. Базисфеноид горгонопсов контрастирует с базисфеноидом бурнетии тем, что имеет «единственный острый срединный киль».

Палеоэкология

Бурнетия и небольшой дицинодонт.

Филогенетический анализ, сделанный Эшли Крюгер, предполагает, что вероятное происхождение бурнетиаморфов могло быть южной Африкой. Базовые и самые старые бурнетиаморфы находятся в Южной Африке.

Классификация

Семейство Burnetiidae было введено в результате открытия бурнетии, но новые открытия привели к изучению бурнетиаморфов в целом. У бурнетиаморфов всего около двух таксонов, представляющих каждый род. Ранее считалось, что клада Burnetiidae содержит только два таксона, Burnetia mirabilis и Proburnetia viatkensis, но позже было обнаружено, что в кладу также были включены Pachydectes и Bullacephalus. Невозможно подтвердить, разделял ли Пахидектес функцию носа и носа, поддерживая среднего босса, такого как Бурнетия. Однако, как и Бурнетия, над пострбитальной планкой у них есть значительный босс. Lycaenodon longiceps находится в кладе Biarmosuchia и имеет некоторое сходство с Burnetia. И Lycaenodon, и Burnetia, вероятно, имели большой формамен, окруженный сошником и сошником. Это отверстие означает, что у biamosuchians сошниковый орган мог сообщаться с полостью рта. У них также есть общая черта наличия длительного сошникового отростка. Было обнаружено, что первый бурнетиид терапевпсид, обнаруженный в формации Усили в Танзании, больше всего напоминал бурнетию.

Источники