Бастровизух (лат. Bystrowisuchus) - род российских ктенозаврискид, найденный в Иловлинском районе Волгоградской области.

Описание

Быстровизух2.png

Окаменелости нашли в Липовской формации. Датируются Оленёкским ярусом триаса. Голотипом являются шесть шейных или переднетуловищных позвонков и частичная подвздошная или тазовая кость. Размеры тела быстровизуха оценивают в 2-3 метра в длину и 1,6 метр в высоту.

Быстровизух3.png

Спинномозговой канал быстровизуха почти изометричен(высота равна ширине), сзади узкий и высокий. Оститые отростки переднетуловищных позвонков относительно низки для ктенозаврискида, дорсальные концы с ругозистым утолщением. Основание короткое, в карнио-удальном направлении.

На основе имеющегося материала уже можно реконструировать внешность животного. Считается, что материал может принадлежать разным животным.

Найденный позвонок раюзуха скитозуха тоже могут принадлежать быстровизуху. Этот позвонок нашли ещё в 1999 году, но описать на его основе новый род, в виду не самой лучшей сохранности, было почти невозможно.

Быстровизух является самым первым ктенозавриксидом, из всех известных.

Палеоэкология

Останки быстровизуха нашли на восточном берегу Дона в Волгоградской области в так называемой Донской Луке. Кроме быстровизуха, нашли ещё останки темносподильных паротозуха, трематозавра, хрониозуха-быстровианиды дромотектий, проколофонида оренбургия, завроптеригия танаизозавр, проторозавра августабурянии, трилофозавров целодонтогната, доницепса и витали, две раюзухии - скитозух и цилмозух, дицинодонт путиллозавр.

Быстровизух обитал в полупустынном регионе, напоминающем Калахари. Он охотился на путиллозавров: один преследовал стадо, пока второй быстровизух устраивал засаду и отделял одну особь от остальных. Являясь крупным хищником, ктенозаврискид редко обращал внимание на трилофозавров, мельтешащих под ногами, однако он мог напасть на них, если сильно оголодал.

Жил быстровизух группами по две особи. Весной у них наступал брачный период, после которого ктенозаврискиды создавали пары на всю жизнь. В мае-июне откладывали яйца, из которых в сентябре-октябре вылуплялись детёныши.

Источники