Вымершие животные вики
Advertisement

Вальдозавр и человек.jpg

Вальдозавр (лат. Valdosaurus) — это род двуногих растительноядных динозавров-орнитопод, обитавших на острове Уайт и в других местах в Англии, Испании и, возможно, также в Румынии. Он жил в раннем меловом периоде.

История изучения[]

Valdosaurus.png

В девятнадцатом веке преподобный Уильям Дарвин Фокс собрал две маленькие бедренные кости возле Коулиз-Чайна на юго-западном побережье острова Уайт. В 1868 году он ошибочно предположил, что они могли происходить от того же человека, который в 1848 году был обнаружен Гидеоном Мантеллом как окаменелость игуанодона и который в 1869 году будет назван новым родом Hypsilophodon. Тем не менее, обе бедренные кости, вошедшие в коллекцию Британского музея естественной истории как образцы BMNH R184 и BMNH R185, обычно относятся к последнему роду.

Однако в 1975 году Питер Гальтон назвал их новым видом Dryosaurus: Dryosaurus canaliculatus. Конкретное название означает «с маленьким каналом» на латыни, имея в виду отчетливую бороздку между мыщелками нижней части бедра. В 1977 году Гальтон назвал для них новый род: Valdosaurus, название происходит от латинского Valdus, «Wealden», что означает группу Wealden. Его типовой вид, D. canaliculatus, был переименован в V. canaliculatus. Второй вид, V. nigeriensis, был описан Гальтоном и Филиппом Таке из более молодых пород Нигера в 1982 году; с тех пор он был перенесен в свой собственный род, Elrhazosaurus.

В 1998 году Уильям Блоуз случайно назвал другой вид, Valdosaurus dextrapoda, включив это название в список фауны, но это была ошибка, и этот вид никогда не поддерживался. Без описания таксон приобрёл статус nomen nudum.

Описание[]

Наличие близкого европейского родственника американской формы Dryosaurus привело к тому, что большая часть ископаемых останков дриозавров в Европе была отнесена к Valdosaurus. Вальдозавр был замечен не только в Англии (формация Уэссекс на острове Уайт и слои Гастингса в Западном Суссексе), но также и в Румынии (бокситовый корнет Бихора; этот вид иногда называют отдельным видом «бихариозавр»).) и Испании. Эти образования отложились между берриасским и барремским ярусами примерно 145—125 миллионов лет назад. Тогда V. canaliculatus будет известен по бедренным костям, обширным дополнительным посткраниальным элементам, частичным нижним челюстям и зубам.

Valdosaurus sp.jpg

Однако в 2009 году Гальтон критически рассмотрел материал о вальдозаврах. Он пришел к выводу, что никакие окаменелости за пределами Англии не могут быть надежно отнесены к этому роду. Таким образом, он дал V. nigeriensis собственный род: Elrhazosaurus. Даже в отношении многих английских образцов было неясно, принадлежат ли они к вальдозавру, включая все черепные элементы и зубы. Некоторые кости задних конечностей и таза из глиняной формации Верхний Уилд (поздний баррем) были отнесены к V. canaliculatus. Некоторые материалы из более ранних слоев Гастингса (валанжинские) были отнесены к Valdosaurus sp. Гальтон установил, что Ричард Оуэн в 1842 году первым описал бедренные кости вальдозавра, образцы BMB 004297-004300, отнеся их к игуанодону. Гальтон подчеркнул, что, хотя бедра были очень маленькими, длиной четырнадцать сантиметров (что привело к оценке длины в 1,2 метра и веса в десять килограммов), они принадлежали несовершеннолетнему, а взрослый человек мог бы быть «еворнитопод среднего размера» с некоторыми бедренными костями, достигающими полуметра в длину.

В 2016 году был описан новый экземпляр вальдозавра. Этот образец является наиболее полным из когда-либо обнаруженных, он был обнаружен при сочленении и включает частичную спинную серию, почти полный хвост, тазовый материал и обе задние конечности. При жизни образец был бы около 4-5 метров (13-16 футов) в длину.

Филогения[]

Гальтон отнес вальдозавра к Hypsilophodontidae, но от этой парафилетической неестественной группы в значительной степени отказались. Сегодня вальдозавр обычно считается представителем семейства Dryosauridae.

Источники[]

Advertisement