Вымершие животные вики
Advertisement

Венгрозавр (лат. Hungarosaurus tormai) — нодозавридный анкилозавр из верхнемеловой (сантонской) формации Чех-Банья в горах Бакони на западе Венгрии. Это самый известный анкилозавр из мелового периода Европы.

История изучения[]

Вид был назван Атиллой Эси в 2005 году. Родовое название происходит от венгерского и греческого sauros, ящерица. Конкретное название носит Андраш Торма, палеонтолог-любитель, который обнаружил окаменелость в 2000 году.

Известно четыре экземпляра Hungarosaurus tormai, все они собраны из бокситового рудника открытого карьера недалеко от деревни Ихаркут, округ Веспрем, в горах Бакони (Трансданубский хребет) на западе Венгрии. Карьер обнажает формацию Чех-Банья (которая перекрывает формацию Халимба, также мелового возраста), которая представляет собой пойменное и русловое месторождение, состоящее в основном из песчаных глин и пластов песчаника. Образец, обозначенный как голотип, является MTM Gyn/404 (в коллекциях мадьярского музея Термезеттудомани, Будапешт, Венгрия) и состоит из 450 костей, включая части черепа (предчелюстная, левая префронтальная, левая слезная, правая посторбитальная, яремная и четырехугольная, левая лобная, крыловидная, вомер, правый квадрат и фрагмент левого квадрата, базисно-затылочная, одна подъязычная), неполная правая нижняя челюсть, три шейных позвонки, шесть дорсальных позвонков, десять хвостовых позвонков, окостеневшие фрагменты сухожилий, три церивальных и тринадцать дорсальных ребер, пять шевронов, левая лопатка, правая лопатка, части правого мануса, частичный таз и более сотни остеодерм.

Описание[]

Длина венгрозавра оценивается примерно в 4-4,5 метра. Череп этого динозавра, по оценкам, был 32-36 сантиметров в длину.

Филогения[]

Кладистический анализ таксона показывает, что он является базальным нодозавридом более производным, чем струтиозавр (другой европейский нодозаврид), но все же более примитивным, чем североамериканские формы, такие как сильвизавр, завропельта и павпавзавр.

Источники[]

Advertisement