Весперзавр (лат. Vespersaurus paranaensis) — вид ноазавровых динозавров, существовавший в позднем мелу. Останки найдены на территории Бразилии. Длиной около 1 м. Во время передвижения большинство его веса опиралась только средние пальцы ног, потому что боковые пальцы очень слабо или совсем не касались земли. Такое анатомическое приспособление является уникальным среди известных архозавров.

История изучения

Окаменелость изучалась палеонтологами из Университета Сан-Паулу (USP) и штата Маринга (UEM), а также исследователями из Аргентинского музея естественных наук и Музея палеонтологии из Крузейру-ду-Осте.

Описание

Это вид, относящийся к загадочной группе Noasaurinae, мелких хищников-теропод верхнего мела суперконтинента Гондваны. Динозавры этой группы чаще всего встречаются в Аргентине и на Мадагаскаре, с редкими ископаемыми находками.

Средний размер Vespersaurus около 80 см в высоту и 1,5 м в длину. Это было плотоядное животное, питающееся мелкими животными в огромной доисторической пустыне Ботукату. Это был двуногий динозавр, с 4 пальцами на ноге, однако, 3 из них выдвинуты вперед и только средний использовался для ходьбы. Остальные пальцы оставались в подвешенном состоянии, аналогично тому, как это наблюдается у дромеозаврид, и использовались при атаках на жертву.

Ящер имел длинную, средней толщины шею, длинную, низкую морду, лёгкое телосложение. Вероятно, это был активный хищник, способный достаточно быстро бегать.

Окаменелые отпечатки следов раньше уже оказывали на присутствие монодактильных динозавров в этой местности, хотя еще и не было известно, кому они принадлежали. Vespersaurus, которому эти следы могли принадлежать, был открыт только спустя 50 лет.

У этого динозавра все еще были пневматизированные позвонки, которые, несомненно, делали животное легче, что-то похожее наблюдается у современных птиц.

Литература

  • Langer, Max Cardoso; de Oliveira Martins, Neurides; Manzig, Paulo César; de Souza Ferreira, Gabriel; de Almeida Marsola, Júlio César; Fortes, Edison; Lima, Rosana; Sant’ana, Lucas Cesar Frediani; da Silva Vidal, Luciano; da Silva Lorençato, Rosangela Honório; Ezcurra, Martín Daniel Ezcurra (2019). "A new desert-dwelling dinosaur (Theropoda, Noasaurinae) from the Cretaceous of south Brazil". Scientific Reports. 9 (1): 9379. doi:10.1038/s41598-019-45306-9

Источники

Галерея