Вымершие животные вики
Advertisement
Вымершие животные вики

Виварон (лат. Vivaron) — род равизухид, обитавший в позднем триасе 212 млн лет назад на территории знаменитого Ранчо Призраков.

Открытие

Останки виварона были обнаружены в карьере Хейден на Ранчо Призраков в 2009 году, однако описание он получил только в 2016 году. Датируются фоссилии средним норийским ярусом, приблизительно 212 млн лет назад. Таким образом, виварон может быть одним из самых молодых равизухид. До его обнаружения, весь позднетриасовый материал равизухид относили к постозуху, однако останки из карьера Хейден разительно отличались от данного псевдозуха.

Виварон назван в честь девятиметрового духа гремучей змеи Виварона, обитавшего под Сиротской Мессой на Ранчо Призраков. Видовое название дано в честь путешественника Джона Хейдена, открывшего в 2002 году одноимённый карьер, где были обнаружены останки Виварона.

Описание

Виварон известен по фрагментам черепа, трём челюстным костям и нескольким тазовым костям. Размеры рептилии оценивают в 5 метров в длину и 2 в высоту.

Премаксилла виварона

Виварон отличается от остальных равизухид наличием двух выступов на задней стороне верхней челюсти в месте соединения со скуловой костью. Также виварон уникален среди равизухид наличием пяти альвеол[1] на премаксилле, в то время как у остальных представителей семейства их количество равняется четырём. Эта черта роднит виварона с ранними крокодиломорфами. Однако реконструкция черепа постозуха UCMP A269 показывает возможную пятую альвеолу на левой премаксилле.

Виварон имеет много общего с тератозавром. У них есть общие черты строение верхней челюсти и заглазничных впадин, похоже строение таза. Вполне возможно, что эти два таксона являются либо близкими родственниками, либо видами в составе одного рода.

Систематика

X0xc0ebn06y61.png

Первый филогенетический анализ с участием виварона, проведённый в 2016 году, показал его принадлежность к равизухидам и не принёс никаких изменений в группу псевдозухий. Однако равизухиды были восстановлены в качестве монофилейной группы, хотя связи всех её представителей так до конца и не ясны. Удалось установить, что постозух P. kirkpatricki является сестринским таксоном для полонозуха, а равизух — для всех остальных равизухид.

Предполагаемая связь виварона и тератозавра имеет значение и для биогеографии Пангеи. С позднего карния до раннего нория вся экосистема континента была похожей и включала в себя равизухид повсеместно, однако ближе к середине норийского яруса системы в разных местах с разными условиями становятся отличными друг от друга и разрозненными. Особенно это заметно на примере Европы, где в виду высоких широт господствовали менее теплолюбивые фитозавры и псевдозухии, и Америки, где в виду тёплого климата процветали амфибии и предки динозавров. Однако тесная связь между вивароном и тератозавром показывает, что, несмотря на различия в природных условиях и отдалённость их мест обитания, была чёткая биогеографическая связь между высокими и низкими широтами Пангеи, а также что равизухиды смогли расширить свой ареал в среднем триасе.

Палеоэкология

Виварон обитал в тропической области с чётким разделением на засушливый и влажный сезоны.

Среди соседей были хиндезавр и демонозаврцелофиз, род клювоголовых уитакерозавр, псевдозух ревуэльтозавр, этозавры десматозухтипотораксриоаррибазух, попозауроиды шувозаврэффигия, силезаврид эуцелофизис и крокодиломорф гесперозух. Среди других существ тех местности - фитозавр мачеропрозавр, архозавр ванклэва, амфибии коскинодон и рыба арганод

Виварон мог охотится на этозавров и эффигий, а так как крупных хищников на Ранчо Призраков было не так уж и много, у равизухида не было конкурентов. Однако несколько крупных особей целофизисов, а уж тем более целая стая, могли напасть на виварона и даже убить его.

Этимология

Примечания

  1. Альвеола - это место, где находится зуб на челюсти

Источники

Advertisement