Вымершие животные вики
Advertisement

Гадрокодий (лат. Hadrocodium) — монотипический род базальных млекопитающеобразных (Mammaliaformes Rowe, 1988), происходящий из ранней юры Азии.

Описание

87627565.jpg
26641469.jpg

Единственный установленный вид — Hadrocodium wui Luo, Crompton et Sun, 2001 (тип). Его остатки обнаружены в провинции Юньнань, Китай. Они датируются ранней юрой (нижние слои формации Люфенг, синемюрский ярус).

Родовое наименование образовано древнегреческими словами ἁδρός (hadros) — «большой, тяжелый, полный» и κώδεια (kodeia, латинское codium) — «голова», указывающими на  обширную мозговую полость данного животного. Видовой эпитет присвоен в честь его первооткрывателя  Сяо-чунь Ву.

Единственный известный образец был найден в 1985 г. Его большое значение для понимания эволюции млекопитающих выяснилось после тщательного препарирования и удаления лишней породы.

Обнаружен череп, сочлененный с нижней челюстью.

Размеры очень мелкие: длина черепа составляет 1,2 см, общая длина оценивается примерно в 6 см, вес — в 2 г. Это сравнимо с величиной наиболее мелких землеройковых (Soricidae).

Мозговая полость пропорционально необычно большая по отношению к размерам тела. Нижняя челюсть демонстрирует одну из последних стадий редукции постдентальных костей. Челюстное соединение образовано исключительно зубной и чешуйчатой костями, места для первичного терапсидного сустава в челюсти не остается. Косточки среднего уха (молоточек и наковальня) полностью отделены от нижней челюсти. Челюстное сочленение и хорошо развитая жевательная мускулатура выдвинуты вперед, что освобождает больше места для размещения головного мозга в задней части черепа. Причиной этого и было отделение челюсти от слуховой капсулы.

Щечные зубы демонстрируют вариант строения, который был исходным для трехбугорчатой зубной коронки.

Коэффициент энцефализации у Hadrocodium равен 0,5, т. е. головной мозг увеличился приблизительно в 3 раза по сравнению с базальными цинодонтами (0,16-0,23) и в 1,5 раза по сравнению с Morganucodon (0,32), достигнув размеров, характерных для некоторых настоящих млекопитающих. Мозг вырос в основном за счет обонятельных луковиц и обонятельной коры.

58386216.jpg

Отделение молоточка и наковальни от нижней челюсти вряд ли было связано с радикальным улучшением слуха, потому что строение внутреннего уха у Hadrocodium такое же, как у Morganucodon. Данные по эмбриональному развитию опоссума позволяют предположить, что это важное изменение черепа могло быть просто побочным следствием разрастания обонятельной коры переднего мозга.

По-видимому, Hadrocodium вел ночной образ жизни и являлся теплокровным. У него был острый слух, а его зубочелюстной аппарат хорошо приспособлен к жеванию. Пищей служили насекомые и другие беспозвоночные животные.

Полагают, что Hadrocodium состоит в более близком родстве с настоящими млекопитающими, чем другие базальные млекопитающеобразные. Некоторые из них, например Sinoconodon и Morganucodon, уже обладают одинарным челюстным сочленением маммального типа, но, в отличие от Hadrocodium, не демонстрируют полного отделения косточек среднего уха от челюсти. Таким образом, похоже, что ряд изменений в строении нижней челюсти и слуховой области млекопитающеобразных произошел еще до появления Hadrocodium и что последний представляет собой заключительную стадию разделения среднего уха с нижней челюстью.

Классификация

Цинодонты

Двиния

Процинозухиды

Эпицинодонты

Тринаксодон

Эуцинодонты

Цинодонты

Тритилодонтиды

Траверсодонтиды

Пробайногнаты

Трителедонтиды

Хинигоудонтиды

Прозостродон

Маммалиаформы

Морганукодонтиды

Докодонты

Hadrocodium

Кюенеотерииды

Млекопитающие

Источники

Литература

  • "Hadrocodium wui". Carnegie Museum of Natural History. 2001. Archived from the original on 2012-06-17. Retrieved 1 April 2013.
  • "Tiny creature may be ancestor of all mammals". CNN. May 24, 2001. Retrieved 1 April 2013.
  • Liddell, Henry George; Scott, Robert (1940). "A Greek–English Lexicon: κώδεια". Perseus Digital Library. Retrieved 1 April 2013.
  • Luo, Zhe-Xi; Crompton, Alfred W.; Sun, Ai-Lin (2001). "A New Mammaliaform from the Early Jurassic and Evolution of Mammalian Characteristics" (PDF). Science. 292 (5521): 1535–1540. Bibcode:2001Sci...292.1535L. doi:10.1126/science.1058476. PMID 11375489. Archived from the original (PDF) on 2013-08-20.
  • Parsell, D.L. (May 24, 2001). "Tiny Fossil From Early Jurassic Fills New Niche in Mammal Evolution". National Geographic News. Retrieved 1 April 2013.
  • Rowe, Timothy; Macrini, Thomas E; Luo, Zhe-Xi (May 2011). "Fossil Evidence on Origin of the Mammalian Brain". Science. 332 (955): 955–7. Bibcode:2011Sci...332..955R. doi:10.1126/science.1203117. PMID 21596988. (Supporting online material)
  • Close, Roger A.; Friedman, Matt; Lloyd, Graeme T.; Benson, Roger BJ (2015). "Evidence for a mid-Jurassic adaptive radiation in mammals". Current Biology. 25 (16): 2137–2142. doi:10.1016/j.cub.2015.06.047. PMID 26190074.
Advertisement