Гаспаринизавра (лат. Gasparinisaura) — род растительноядных динозавров из инфраотряда орнитопод, живших в позднем меловом периоде (83,5 - 70,6 млн лет назад) на территории современной Аргентины. Первые ископаемые останки гаспаринизавры были найдены в 1922 году в Аргентине, недалеко от города Синко-Сальтос, в провинции Рио-Негро. Типовой и единственный вид Gasparinisaura cincosaltensis назвали и описали палеонтологи Родольфо Кориа и Леонардо Сальгадо в 1996 году. Родовое название дано в честь аргентинского палеонтолога Зульмы Гаспарини (буквально «ящер Гаспарини»), видовое же название обозначает название города, у которого нашли окаменелости.

История изучения

Голотип MUCPv-208 был обнаружен в слое формации Анаклето, датированным ранним кампаном, около 83 млн лет назад. Он состоит из частичного скелета с черепом; отсутствует большая часть позвоночного столба. Паратип MUCPv-212 включает нижние элементы задних конечностей. В 1997 году были описаны три дополнительных образца: MUCPv 213 - частичный скелет с черепом, MCSPv 111 - посткраниальный скелет и MCSPv 112 - череп, задние конечности и таз. Три последних образца принадлежат молодым особям. В 2008 году были описаны гастролиты, найденные в брюшных полостях этих трёх особей.

Описание

Гаспаринизавра была маленьким двуногим растительноядным динозавром. В 2010 году палеонтолог Грегори Пол оценил её длину в 1,7 м, а вес в 13 кг. Гаспаринизавра имела округлую, достаточно удлинённую голову. Глазницы очень большие и высоко поставлены. Довольно длинный затылок был нависающим. Тонкий передний отросток скуловой кости зажат между верхнечелюстной и слёзной костями; задняя часть скуловой кости высокая и широкая. Восходящий отросток квадратно-скуловой кости касается чешуйчатой кости, что является базальным признаком. Челюстные суставы опущенные. Верхняя челюсть несла 12 больших зубов, а нижняя - 13. Передние конечности легко устроены. Подвздошная кость короткая и опущенная; лобковая кость тонкая. Задние конечности относительно длинные и мощные с короткой бедренной костью и длинной остальной частью. Стопа длинная; первая плюсневая кость редуцирована до накостника - продвинутый признак. Хвост отличается пластинообразными треугольными шевронами, расширяющимися в сторону задней части.

Гастролиты, найденные в брюшных полостях

Гастролиты были представлены сформированными кластерами до 180 округлых и полированных камней со средним диаметром камня около 8 мм. Имея вес около 0,3% от общей массы тела, они были достаточно массивными, чтобы функционировать в качестве желудочных жерновов (измельчение жёсткой и волокнистой растительной пищи).

Гистология костей

Для изучения микроструктуры костей у гаспаринизавры были отобраны посткраниальные кости одиннадцати экземпляров. В кортикальном слое всех исследованных осевых и периферийных костей преобладала фиброламеллярная ткань, что является свидетельством быстрого остеогенеза и, соответственно, быстрого роста. Наличие линий задержки роста и колец, тем не менее, указывает что быстрый рост был периодическим. На раннем этапе развития (менее 60% от размера самого большого экземпляра - MUC-Pv 213), гаспаринизавра имела быструю и устойчивую скорость роста. Затем общий темп роста снижался, о чём свидетельствует изменение внутренней ориентации волокон в матриксе, от неупорядоченно расположенной, грубоволокнистой ткани к параллельно расположенной, пластинчатой ткани. Гаспаринизавра достигала половой зрелости до достижения скелетной зрелости, как это имеет место у других динозавров. В целом, стратегия роста гаспаринизавры схожа с другими базальными орнитоподами (например с ородромеем).

Систематика

Первоначально таксон рассматривался палеонтологами, как базальный игуанодонт. Поздние исследования показали, что гаспаринизавра является базальным эуорнитоподом. Исследования 2013 года переместили род ещё выше по филогенетическому дереву, в базальные орнитоподы. В 2015 году для выяснения филогенетического положения моррозавра был проведён анализ на основе матрицы данных, состоящей из 230 признаков для 52 таксонов. В результате анализа гаспаринизавра попала в кладу elasmaria с другими южноамериканскими и антарктическими базальными орнитоподами.

В культуре

  • Гаспаринизавра фигурировала в документальном сериале ВВС 2011 года "Планета динозавров" в серии "Новые гиганты".
  • Изображение гаспаринизавры было показано в мультфильме "Поезд динозавров" в серии "Бадди и племянник".

Галерея