Вымершие животные вики
Advertisement

Гениодект (лат. Genyodectes, «укус челюсти», от греческих слов genys — «челюсть») и dektes — «укус») — род тероподных динозавров-цератозавров из нижнего мела (апт) Южной Америки. Материал голотипа (MLP 26-39, Museo de La Plata, Ла-Плата, Аргентина) был собран из формации Серро-Барсино, Канадон-Гранде, Департаменто Пасо-де-Индиос в провинции Чубут, Аргентина, и состоит из неполной морды, включая предчелюстные кости, части обеих верхних челюстей, правая и левая зубные кости, множество зубов, фрагмент левой селезенки и части надзубных зубов. Эти элементы, как правило, плохо сохранились, некоторые из них сочленены. На предчелюстной кости Genyodectes имеются относительно большие и выступающие зубы, похожие на зубы Ceratosaurus. Видовое имя serus означает «поздно». В 2016 году его длина оценивалась в 6,25 метра, а вес — 790 кг.

Таксономия

Genyodectes size.png

Таксон долгое время считался nomen dubium из-за его фрагментарной природы и некоторых сомнений в его точном географическом и стратиграфическом происхождении (см. Tykoski et Rowe, 2004, стр. 50). Однако недавнее переописание типового материала Раухутом (2004) пролило некоторый свет на эти вопросы и, кажется, устанавливает таксономическую валидность Genyodectes serus, единственного вида, относящегося к этому роду. Английский палеонтолог сэр Артур С. Вудворд описал Genyodectes в 1901 г. и, после Loncosaurus (Ameghino, 1899; nomen dubium), это второй нептичий динозавр, описанный с южноамериканского континента, и он остался наиболее полно известный южноамериканский теропод до 1970-х годов. За последнее десятилетие голотип по-разному упоминался как мегалозаврид, тираннозаврид, Theropoda incertae sedis и возможный абелизаврид (возможно, даже старший синоним Abelisaurus). Однако недавнее удаление голотипа из «искусственной матрицы», в которой он долгое время выставлялся, позволило провести переоценку образца. Раухут (2004, стр. 900) пришел к выводу, что в образце отсутствуют важные синапоморфии абелизаврид и тираннозаврид, но обнаружены многие черты неоцератозавров. Это может означать, что Genyodectes был ближе к Ceratosaurus, чем более производные абелизавры (которые также произошли от животных, таких как Ceratosaurus). Кроме того, изучая исторические записи и сохранность костей, Раухут (2004, стр. 894) пришел к выводу, что образец, вероятно, был собран в пачке Серро Кастаньо формации Серро Барчино (Аптиан-Альб).

Диагностика

Раухут определяет характеристики Genyodectes serus следующим образом: «Отличается от всех теропод, за исключением, возможно, Ceratosaurus, тем, что предчелюстные зубы расположены в виде перекрывающегося эшелона, а самые длинные коронки верхнечелюстных зубов длиннее апикобазально, чем минимальная дорсовентральная глубина зуба. нижняя челюсть. Отличается от Ceratosaurus наличием четырех, а не трех предчелюстных зубов».

Источники

Advertisement