Вымершие животные вики
Advertisement

Гептастеорнис (лат. Heptasteornis) — это название, данное потенциально сомнительному роду динозавров альваресзаврид позднего мелового периода. Типовым (и единственным известным) видом является Heptasteornis andrewsi, описанный как предполагаемая гигантская доисторическая сова в 1975 году. Ранее он был включен в Elopteryx nopcsai, и действительно, считалось, что оба голотипа принадлежат одной и той же особи, когда они были обнаружены, и первоначально им был присвоен один и тот же номер образца. Однако это, по-видимому, ошибка (см. Ниже).

Материал был обнаружен в Румынии Францем Нопча в позднемаастрихтской формации Санпетру (рогнакская фаунистическая стадия, отложившаяся около 68-66 миллионов лет назад) в бассейне реки Хацег в Трансильвании. Научное название означает «трансильванская птица К. У. Эндрюса», в честь названия Elopteryx и древнегреческого hepta (ἑπτά) «семь» + asty (οστυ) «город» + ornis (όρνις) «птица»; латинское septum urbium или немецкое Siebenbürgen — что означает «семь городов» или «семь замков» — были распространенными названиями для трансильванского региона на протяжении веков.

Первоначально материал был ограничен всего лишь двумя сломанными дистальными большеберцовыми костями, BMNH A4359 и A1528. Таксономический статус и систематическое размещение этих костей вызывали много споров, и их часто считали младшими синонимами брадикнемы или элоптерикса. Учитывая фрагментарный характер окаменелостей, мало что удалось выяснить, и многие считали (и до сих пор считают) гептастеорниса nomen dubium.

Источники

  • Andrews, C.W. (1913): On some bird remains from the Upper Cretaceous of Transylvania. Geological Magazine 5: 193–196.
  • Csiki, G. & Grigorescu, D. (1998): Small theropods from the Late Cretaceous of the Hateg Basin (western Romania) - an unexpected diversity at the top of the food chain. Oryctos 1: 87–104.
  • Harrison, Colin James Oliver & Walker, Cyril Alexander (1975): The Bradycnemidae, a new family of owls from the Upper Cretaceous of Romania. Palaeontology 18(3): 563–570. PDF fulltext
  • Le Loeuff, J.; Buffetaut, E.; Méchin, P. & Méchin-Salessy, A. (1992): The first record of dromaeosaurid dinosaurs (Saurischia, Theropoda) in the Maastrichtian of southern Europe: palaeobiogeographical implications. Bulletin de la Société géologique de la France 163(3): 337–343.
  • Naish, Darren & Dyke, Gareth J. (2004): Heptasteornis was no ornithomimid, troodontid, dromaeosaurid or owl: the first alvarezsaurid (Dinosauria: Theropoda) from Europe. Neues Jahrbuch für Geologie und Paläontologie - Monatshefte 7: 385–401.
Advertisement