Вымершие животные вики
Advertisement

Гесперорнитоид (лат. Hesperornithoides) (долгое время известный под прозвищем «Лори») — род базальных троодонтид из поздней юры формации Моррисон, США.

История открытия

Основные блоки голотипа

В 2001 году полевая команда из музея Тейт под руководством Уильяма Уоля неожиданно обнаружила окаменелость в скалах карьера Джимбо формации Моррисон, расположенного над местом раскопок Supersaurus vivianae, недалеко от Дугласа, штат Вайоминг. Стратиграфическое положение участка было тщательно задокументировано коллекционерами и подробно описано в Lovelace, 2006. Его открытие было объявлено на ежегодном собрании Общества палеонтологии позвоночных в 2003 году. В 2005 году анализ, включающий этот образец, был представлен в реферате для журнала палеонтологии позвоночных. В том же году образец был передан в Фонд Бассейна Бигхорна, который в 2016 году присоединился к центру динозавров Вайоминга.

Расположение костей перед подготовкой

Описание этого образца произошло лишь в 2019 году Скоттом Хартманом и соавторами. Типовый вид — Hesperornithoid miessler. Родовое название происходит от греческого Ἑσπερίς, Hesperis, «западный», ὄρνις, ornis, «птица» и ~eides, «форма». Видовое название дано в честь семьи Мисслер за поддержку проекта.

Блок, содержащий череп

Голотипом является образец WYDICE-DML-001, обнаруженный в знаменитой формации Моррисон и датируемый титонским ярусом. Окаменелость состоит из черепа с нижней челюстью, подъязычных костей, пяти шейных позвонков, первого спинного позвонка, двенадцати хвостовых позвонков, ребра, шевроны, левого плечевого пояса с рукой, правой плечевой кости, части бедренной кости, а также левой и правой голени. Скелет частично сочленен. Он представляет собой подростковую или взрослую особь.

Описание

Длина голотипной особи в 2019 году была оценена в восемьдесят девять сантиметров, что является скромным значением даже для троодонтид.

Реконструкция скелета. Автор — Скотт Хартман[1]

Гесперорнитоид был покрыты перьями, в том числе имея длинные перья на передних конечностях, образующие небольшие крылья. Но соотношение передних лап к телу говорит о том, что он не мог летать. Он, вероятно, жил в болотных угодьях и на берегу озер и охотился на мелких животных, вроде некрупных млекопитающих, ящериц и других динозавров.

Классификация

Филогенетический анализ 2005 года поместил образец в качестве близкого родственника синорнитоида. Неопубликованные филогенетические результаты, представленные на конференции Общества палеонтологии позвоночных в 2017 году, установили гесперорнитоида (тогда известного под неофициальным названием «Лори») как родственника Синовенатора.

В 2019 году гесперорнитоид был помещен в семейство троодонтид, в относительно базальном положении, в кладе с далянозавром, ксиксиазавром и синусонасом.[2]

Источники

Галерея