Вымершие животные вики
Advertisement

Гетеродонтозавр (лат. Heterodontosaurus) — ранний динозавр из Африки, обитал в Юрском периоде 200—190 млн л.н.

История находок[]

Первые окаменелости были обнаружены во время англо-южноафриканской экспедиции в 1961—1962 годах, на высоте около 1,890 метров (6,201 футов), в Капской провинции Южной Африки. Образец (SAM-PK-K337) состоит из фрагментов черепа одной особи. В 1962 году палеонтологи Альфред Уолтер Кромптон, из Южной Африки и Алан Хариг, из Соединенного Королевства, описали вид как Heterodontosaurus tucki — «разнозубый ящер». Препарация образца и освобождение костей от матрицы занимало очень много времени, так как они были покрыты тонким железистый слоем, содержащий гематит. Это стало возможно только с помощью алмазной пилы.

Heterodontosaurus skeleton.jpg

В 1966 году был обнаружен второй экземпляр гетеродонтозавра на горе Krommespruit, в 1770 метрах (5,807 футов) над уровнем моря. Экземпляр (SAM-PK-K1332) был описан Хопсоном в 1980 году и является наиболее полным скелетом гетеродонтозавра, найденным до настоящего времени.

Heterodontosaurus 2005.jpg

В 2005 году, палеонтолог Билли де Клерк, нашел новый скелет гетеродонтозавра в районе Грехемстауна, Южная Африка. Несмотря на то, что образец был в отличном состоянии, скелет был слишком мал и хрупок, а окаменелой породы вокруг него слишком много, чтобы позволить палеонтологам получить правильный взгляд на его анатомию. Для того, чтобы пролить свет на образец, ученые из университета провели пять дней в Европейском центре синхротронного источника излучения (ESRF) в Гренобле, Франция, сканируя скелет небольшого динозавра. Уникальное сочетание мощной энергии и широкого спектра рентгеновских лучей, позволяет обнаруживать окаменелые кости в окружающей породе, которая имеет сходную плотность.

" Там еще очень много, чего мы не знаем о ранних травоядных динозаврах и нам нужны новые экземпляры, как этот, и новые технологии, такие как синхротрон, чтобы заполнить эти пробелы " — говорит Иона Коинири, профессор Института эволюционных исследований, Университет Витватерсранда в Йоханнесбурге, Южная Африка.

Описание[]

Heterodontosaurus skull.jpg

Гетеродонтозавр (SAM-PK-K1332)

Хотя это был маленький динозавр, Гетеродонтозавр был одним из крупнейших членов своей семьи, достигая от 1,18 м (3,9 фута) до 1,75 м (5,7 футов) в длину и весом от 2 до 10 кг (4,4 и 22,0 фунтов).[2] Пятипалые передние конечности были длинными и развитыми, в то время как задние конечности имели только четыре пальца. Череп был удлиненный и узкий, передняя часть челюстей заканчивалась роговым клювом и имела три вида зубов, в верхней челюсти — маленькие, типа резцов, которые сопровождались длинными собачьими клыками, а вдоль щек стояли долотообразные зубы. Несмотря на большие клыки, гетеродонтозавр был растительноядным или всеядным животным. Гетеродонтозавриды считаются одной из самых примитивных, или базальных групп птицетазовых динозавров.

Источники[]

Advertisement