ФЭНДОМ


Redstar


Гилеозавр (лат. Hylaeosaurus) — первый из анкилозавров, ставший известный науке, обитал в раннем меловом периоде 140-136 млн лет назад.

История находки

1871-Litograf the Hylaesaurus by Benjamin Waterhouse Hawkings

left Гилеозавр (Уотерхауз Хоукинс)

Первые ископаемые окаменелости этого динозавра были обнаружены в Западном Сассексе, во время проводимых взрывных робот на каменоломне в Тильгейтском лесу. 20 июля 1832 года британский геолог Гидеон Мантелл написал профессору Бенджамину Силлиману об обнаружении среди каменных блоков окаменелых костей, около 50 штук которых были собраны одним из местных жителей. Мантелл приобрёл эти окаменелости и вскоре обнаружил, что все они происходили из одной части скелета, это очень его обрадовало, поскольку все предыдущие динозавры были известны лишь по зубам и отдельным костям. Мантелл обратился за советом к Уильяму Клифту, куратору английского Королевского колледжа хирургов, который заметил, что несколько пластин и шипов, вероятно, были частью брони на спине или боках этого животного.

В ноябре 1832 года Мантелл назвал эту находку Hylaeosaurus - «лесной ящер» и вскоре после этого, 5 декабря, объявил об этом на собрании Геологического общества Лондона. Однако ему сообщили, что документ, который он подготовил, был слишком длинным, а в имени отсутствует название вида, необходимое для официального описания.

Hylaeosaurus of The Wonders of Geology, 1840

Иллюстрация из книги «Чудеса геологии», 1840 год

По совету своего друга Чарльза Лайелла, Мантелл решил не переписывать статью, а опубликовать целую книгу о своих ископаемых находках и посвятить одну из глав гилеозавру. В течение трех недель Мантелл составил текст из более ранних своих статей, а 19 декабря выбрал имя armatus, происходящее от латинского слова «вооруженный», применительно к шипам и панцирным пластинам. Как считал Мантелл: «есть все основания сделать вывод, что либо его спина была вооружена грозным рядом шипов, образуя кожный гребень, либо его хвост обладал таким же придатком». В мае 1833 года, в очередном издании «Геологии юго-восточной Англии», гилеозавр получил официальное название Hylaeosaurus armatus, там же Мантелл опубликовал литографию, изображающую эту окаменелость, сходный рисунок был представлен в четвертом издании «Чудеса геологии» 1840 года.[1] В 1841 году сэр Ричард Оуэн впервые упомянул термин «динозавры», который он использовал для обозначения «отдельного племени или подряда ящеров рептилий», которые затем были признаны в Англии и во всем мире. Гилеозавр был одним из трех первых найденных динозавров, после мегалозавра и игуанодона, в 1854 году гигантские статуи первых динозавров и морских рептилий, изготовленные известным скульптором и живописцем Бенджамином Уотерхаусом Хокинсом, были установлены в парке «Хрустального дворца» в Сидэнхеме, в окрестностях Лондона. Оуэн в 1840 году разработал новую гипотезу о костяных пластина, заметив, что они асимметричны, он отверг предположение, что они образуют ряд на спине, но неверно предположил, что это были брюшные рёбра.
Hylaeosaurus of The Geology of the South-east of England. London, 1833

Окаменелость гилеозавра («Геология юго-восточной Англии», 1833 год)

Первый голотип, найденный Гидеоном Мантеллом в Тилгейтском лесу, был позже приобретен лондонским Музеем естествознания, где получил инвентарный номер NHMUK 3775 (ранее BMNH R3775). Он был найден в слое песчаной формации Танбридж-Уэллс, датируемой валанжинским веком, возрастом около 137 миллионов лет. Этот голотип является относительно полным образцом и состоит из передней части скелета за вычетом большей части головы и передних конечностей, хотя легко изучаются только части на лицевой стороне каменного блока. Размер блока составляет примерно 135 на 75 сантиметров. Голотип состоит из задней части черепа и нижней челюсти, десяти позвонков, обеих лопаток, обоих коракоидов и нескольких шипов и броневых пластин. Скелет виден снизу. Долгое время не было никакой дальнейшей обработки образца, кроме сборки и попыток извлечения, проведённых самим Мантеллом, но в начале XIX века музей начал дополнительно освобождать кости как химическим, так и механическим способом. Полученная таким образом информация еще не была опубликована. Несколько находок с материковой части Британии были отнесены к Hylaeosaurus armatus. Однако в 2011 году Пол Барретт и Сюзанна Мейдмент пришли к выводу, что только голотип может быть с уверенностью связан с этим видом, учитывая присутствие Polacanthus в тех же слоях.
Гилеозавр 12
Дополнительные остатки с острова Уайт, Арденнов Франции, Германии, Испании и Румынии были отнесены к Hylaeosaurus. Останки из Франции могут действительно принадлежать полаканту, и другие, приведённые выше, упоминания сегодня также считаются сомнительными. Однако в 2013 году из Германии поступили сообщения о возможных останках: шип, образец DLM 537 и нижний конец плечевой кости, образец GPMM A3D.3, которые были отнесены к Hylaeosaurus.

Более поздние виды

Hylaeosaurus armatus, обнаруженный в 1833 году, в настоящее время считается единственным допустимым видом в этом роде. Однако были предложены еще три возможных вида. В 1844 году Мантелл описал Hylaeosaurus oweni на основе того же образца, что и Hylaeosaurus armatus, желая почтить память Ричарда Оуэна. Однако, этот вид считают синонимом Hylaeosaurus armatus. В 1956 году Альфред Ромер переименован Regnosaurus в Hylaeosaurus northhamptoni. Polacanthus, обнаруженный Оуэном в 1865 году, в 1971 году был переименован Уолтером Кумбсом в Hylaeosaurus foxii. Последние два имени не нашли признания - Hylaeosaurus foxii и Hylaeosaurus northhamptoni остались недействительными видами. Было также высказано предположение, что полакант - тот же вид, что и Hylaeosaurus armatus, и, следовательно, младший синоним, но это предположение было отвергнута рядом различий в их строении.

Иногда кости из материала Hylaeosaurus относили к отдельными видами. В 1928 году Франц Нопкса определил образец BMNH 2584, левую лопатку, которую Мантелл относил к Hylaeosaurus armatus, как часть материала типа Polacanthoides ponderosus. Хотя в 1978 году он был синонимом гилеозавра, сегодня Polacanthoides считается nomen dubium, принадлежащим к кладе Thyreophora.

Описание

Hylaeosaurus fossil Dublin Museum

Окаменелость в музее Дублина, Ирландия

Гилеозавр-0
Первоначально Гедеон Мантелл оценивал гилеозавра длиной около 25 футов (7,6 метра) в длину, примерно в два раза меньше, чем двух других динозавров - игуанодона и мегалозавра, в то время он моделировал вымерших рептилий сравнивая их с современными ящерицами. В 2008 году Стивен Брусатт оценил размер его тела в 5—6 метров и массой в 1,4—2,4 тонны. В 2010 году Грегори Скотт Пол указал его размер в «Принстонском справочнике динозавров» длиной в 5 метров и весом в 2 тонны. Однако некоторые оценки ещё ниже, в 2001 году Даррен Нэш оценил его размер в 3-4 метра.

Многие подробности о строении гилеозавра неизвестны, ведь ископаемый материал представлен лишь одним голотипом. Мейдмент определил две аутапоморфии, уникальные производные черты: лопатка не сливалась с коракоидом, даже когда животное достигало размера взрослой особи, на плече у него было три длинных шипа. Даже эти черты не очень отличительны: Мантелл и Оуэн приписали отсутствие слияния онтогенезу, и общее число шипов не может быть точно определено. Гилеозавр часто стилизуется как довольно типичный нодозавр, с рядами броневых пластин на спине и хвосте в сочетании с относительно длинной головой, оснащенной клювом, используемым для обрезки растительности.

В 2001 году останки черепа и нижней челюсти были описаны Кеннетом Карпентером, однако поврежденные и смещенные элементы черепа давали мало информации. Квадратная кость наклонена вбок. Квадратно-скуловая кость имеет высокую точку крепления на валу квадратной кости. На посторбитальной кости имеется треугольный выступ.

Шипы на плече длинные, загнуты назад, имеют уплощенную, узкую и заостренную форму. Их нижняя сторона имеет неглубокую впадину. Первый шип самый длинный - 42,5 сантиметра, постепенно шипы становится короче и шире. Четвертый шип, более направлен вперед, находится непосредственно за черепом. В 2013 году Свен Сакс и Ян Хорнунг предложили конфигурацию, в которой было пять боковых шейных шипов, причем новый шип, найденный в Германии, имел положение, сходное с третьим шипом.

Систематика

Гилеозавр 13
Hylaeosaurus
был первым обнаруженным анкилозавром. До самого конца двадцатого века его точное родство оставалось неопределенным. В Кумбс 1978 определил его в семейство Nodosauridae. Данная классификация до сих пор считается общепризнанной, поскольку Hylaeosaurus считается базальным нодозавром в большинстве точных систематических анализов, иногда гилеозавра относят к кладе Polacanthinae, к которым также относятся гастония и полакнт. Однако в 1990-е годы Polacanthinae иногда рассматривались как базальные анкилозавриды, поскольку ошибочно считалось, что у них есть маленькие утолщения на конце хвостов, наличие которой у гилеозавра выявить невозможно. Более популярной альтернативой сегодня является то, что они образовали кладу Polacanthidae, базальную группу за пределами клады, объединяющей анкилозаврид и нодозаврид.[2]

По исследованию 2012 года, обнаружившему, что Hylaeosaurus является базальным нодозавридом, но не полякантином, составлена данная кладограмма:

Nodosauridae

Antarctopelta





Mymoorapelta




Hylaeosaurus



Anoplosaurus






Tatankacephalus



Horshamosaurus


Polacanthinae

Gargoyleosaurus



Hoplitosaurus




Gastonia




Peloroplites



Polacanthus








Struthiosaurus



Zhejiangosaurus





Hungarosaurus




Animantarx




Niobrarasaurus



Nodosaurus



Pawpawsaurus



Sauropelta



Silvisaurus



Stegopelta



Texasetes




Edmontonia



Panoplosaurus










Галерея

Источники

  1. https://dino.lindahall.org/man1840b.shtml
  2. https://en.wikipedia.org/wiki/Hylaeosaurus
Материалы сообщества доступны в соответствии с условиями лицензии CC-BY-SA , если не указано иное.