ФЭНДОМ

Гипакрозавр - растительноядный динозавр, похожий на Коритозавра, обитал на территории Сев. Америки в меловом периоде 75 - 67 млн лет назад.

История находкиПравить

Первые окаменевшие останки были найдены в 1910 году Барнум Брауном в районе реки Ред Дир в Альберте, Канада. Останки состояли из частичного скелета без черепа, которые Браун описал в 1913 году как Hypacrosaurus altispinus -«похожий на высокого ящера», считалось что этот вид был близок к Зауролофу.
Hypacrosaurus skull
В 1924 году Чарлз Гилмор отнес к этому виду частичный скелет с черепом (образец NMC 8501) из Альберты. В 1917 году Лоуренс Ламбе описал неполный скелет молодой особи как Cheneosaurus tolmanensis (образец NMC 2246). В 1920 году Ричард Свон Лалл и Нельда Райт описали небольшой скелет (AMNH 5461) из Американского музея естественной истории из формации Two Medicine, штат Монтана как образец Procheneosaurus. Эти самостоятельные виды считались действительными до середины 1970-х годов, когда Питер Додсон установил, что Cheneosaurus является молодой особью Hypacrosaurus altispinus, а Procheneosaurus - это ювенильная форма Коритозавра.

Hypacrosaurus stebingeri
В 1994 году Джонн Хорнер и Филл Карри описали новый вид Hypacrosaurus stebingeri на основании неполного скелета с черепом (образец MOR 549) из Гласиер Каунти, штат Монтана, США. Позднее вид был дополнен многочисленном скелетным материалом молодых особей и окаменелых кладок яиц, найденных в отложениях Монтаны и Альберты. Они представляют собой крупнейшую известную коллекцию скелетного материала детёнышей, принадлежащих к одному виду гадрозавров.

Описание Править

Hypacrosaurus-size
Гипакрозавр достигал длины 9 метров (30 футов) и мог весить до 4 тонн.[2] Размер самого крупного черепа достигал 840 см. Гребень напоминает таковой у коритозавра, но отличается от него тем, что он не такой высокий и более резко сужается к верхней части, имеет более широкое основание и небольшой вырост сзади. В отличие от других ламбеозаврин, дыхательные пути не образуют S-образный изгиб в гребне (по крайней мере у H. altispinus). Учёным известно, что Hypacrosaurus stebingeri откладывал яйца сферической формы размером 20 на 18,5 см, средняя длина эмбрионов в которых достигала 60 см. Новорожденные детёныши достигали приблизительно 1,7 метра в длину. У них были большие, чем у взрослых особей черепа, с только небольшим расширением в костях, которые позже формировали гребень. Исходя из количества годичных колец на костях, предполагается что рост гипакрозавров был быстрее чем у аллигаторов и сопоставимым с ростом страусов.
Яйца гипакрозавра

Окаменелые яйца Hypacrosaurus stebingeri

Гипакрозавр, детёныш

Скелет детёныша Hypacrosaurus altispinusв Американском музее естественной истории

Исследование проведённое Лисой Купер и её коллегами показывает, что гипакрозавры возможно достигали половой зрелости уже к 2-3 годам, а полного размера - приблизительно к 10-12 годам. Размеры половозрелых особей составляют примерно 40% полностью выросших особей. Темп роста гипакрозавров опережают также темпы роста тираннозаврид, охотившихся на гипакрозавров, таких как альбертозавр и тираннозавр; у быстро растущих гипакрозавров было больше шансов достигнуть такого размера, при котором ни один хищник не мог бы на них напасть. Начало воспроизводства в раннем возрасте также выгодно для животного, имеющего много врагов.

Виды и синонимыПравить

Lambeosaurus species
В 2011 году Кирстин Бринг, Девид Эванс и др. провели масштабный морфометрический анализ 38 черепов взрослых особей, принадлежащим 7 видам ламбеозаврин, который показал существенные отличия между Corythosaurus, Hypacrosaurus и Lambeosaurus, причем род Hypacrosaurus был значительно ближе к Corythosaurus, чем к Lambeosaurus. Видовые же отличия во всех родах были незначительными.

Виды :Править

  • Hypacrosaurus altispinus (BROWN, 1913) - CMN 8501, CMN 8675, ROM 702, ROM 789
  • Hypacrosaurus stebingeri (HORNER & CURRIE, 1994) - MOR 455, MOR 549
  • Cheneosaurus (Lambe, 1917) - синоним Hypacrosaurus altispinus.

ИсточникиПравить

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.wikiwand.com/en/Hypacrosaurus