ФЭНДОМ

Гипселозавр - сомнительный род титанозаврид, обнаруженный в Южной Франции, который жил в конце мелового периода. Гипселозавр был описан в 1846 году, но название получил в 1869 году. Образец голотипа включает частичную заднюю конечность и пару хвостовых позвонков, а рядом два фрагмента яичной скорлупы. Из-за близости этих яиц и окаменелости многие учёные, такие как Матерон и Поль Жерве, приписали несколько яиц к этому роду. Гипселозавр был найден в той же формации, что дромеозавриды варираптор и пирораптор, игуантодонтид рабдодон, анкилозаврид роданозавр.

История открытия

В 1846 году французский геолог и палеонтолог Пьер Эмиль Матерон описал несколько крупных костей, найденных в Провансе. Весной 1969 года Матерон официально описал останки, включая частичную бедренную, малоберцовую кости и пару связанных позвонков, как новый ящер Hypselosaurus priscus. Среди костей не сохранились кости бедренного чаза, большая часть бедренной кости.

С момента своего первоначального описания, несколько образцов были отнесены к гипселозавру. Один их, описанный в 1957 году Альбертом Де Лапантером, включает в себя хвостовой позвонок, а также другой позвонок, описанный Баталлером в 1960 году. В 1993 году в обзоре европейских завропод гипселозавр был указан, как nomen dubium, и что его голотипы нельзя отличить от других завроподов, живших там. Зачастую, гипселозавр считается промежуточным титанозавром.

Помимо голотипа скелета, Матерон также описал два фрагмента сферической или эллипсоидной формы. После исследований это были фрагменты яиц динозавров. Они были больше, чем у эпиорниса.

Изначально, он считался водным крокодилом, но позже гипселозавр оказался родственным таксоном таких завропод, как пелорозавр и цетиозавр.

Описание

Современная оценка размера гипселозавр составляет 12 метров в длину, с оценкой веса 9 тонн.

Левая бедренная кость гипселозавра была длиной 80 см, достаточно эродицирована, причём, как головка бедренной кости, так и дистальные мыщерки размываются и искажаются осадком. Бедренная кость слегка извилистая и сужается передне-кзадне, становясь субквадрагнулярным овалом 17 см шириной и 6 см в длину. Внутренний вал довольно губчатый, хотя внутренняя кость только слабо приклеплена, а бедренной кости не хватает меделлярного канала.

Гипселозавр1

Как сохранилась, левая берцовая кость в значительной степени неполная, известен небольшой участок вала, только близким к дистальным мыщелкам. Как и у бедренной кости отсутствует модуллярный канал, а губчатая внутренняя кость ассиметрично полная. Большеберцовая кость яйцевидна в поперечной сечений, 11 см длиной и 5,5 широной.

Малоберцовая кость, 55 см длиной, хорошо соответствует берцовой и бедренной костям. Малоберцовая кость представляет собой равносторонний треугольник в поперечном сечении, с внутренней стороны слегка вогнутый, с внешней выпуклой. Плоская поверхность кости имеет ширину 18 см, а противоположный гребень выступает из неё на 7 см.

Гипселозавр

Сохранились два хвостовых позвонка, хотя на самом деле их было больше. Обе кости почти идентичны, но передняя больше. Позвонки не сжимаются в боковом направлении, а вертикально сжимаются до 11 см. Оба позвонка прокоэловы, с передней суставной стороной вогнуты, а задняя сторона выпуклая. Самый крупный позвонок 12 см в самом широком месте, но сужается к середне длины, пока не достигнет длины 8 см. Оба позвонка сохранили зигапофизы, суставные отростки, соединяющие последовательные позвонка.

Яйца

Яйца, приписываемые гипселозавру Матероном и Полом Жерве, были найдены во Франции в 1946 году, были самыми первыми обнаруженными яйцами динозавров. Они были довольно крупными длиной 30 см. Исследования по определение окаменелых останков варьируются от несколько десятилетий до несколько миллионов.

Яйца с аномально тонкой скорлупой отнесены к Hypselosaurus priscus. Некоторые эксперты полагают, что это стало причиной вымирания вида, а изменения растительности, изменение климата и перенаселенность являются первоначальным стимулом для истончения раковины. Однако существуют альтернативные объяснения тонкой яичной скорлупы, не зависящие от патологии.

Позже исследователи обнаружили доказательства того, что яйца, о которых идет речь, успешно вылупились. Некоторые исследователи постулировали, что более тонкие яичные скорлупы "Hypselosaurus priscus" происходили из разных таксонов, чем более толстые яичные скорлупы, и последующие исследователи пришли к этой идее. Другим возможным объяснением различий в толщине скорлупы яиц является то, что более тонкие яйца откладывались молодыми особями, чем яйца с более толстой скорлупой, откладываемые пожилыми особями, или что это было следствием естественных изменений толщины скорлупы яиц в пределах одного вида.

Экология

Гипселозавр был обнаружен во Франции и Испании. Жил под конец мелового периода. Вместе с гипселозавром жили анкилозавр роданозавр, дромеозавр пирораптор и варираптор и игуанодонт рабдодон. Кроме того, был описан новый титанозавр - Ацинганазавр. Возможно этот зауропод, родственный таксон гипселозавру. Также были обнаружены останки крокодилов и черепах, которые также составляли фауну того времени.