Земноводные лого.png
Внимание! Над этой статьей ведётся работа.
Пожалуйста, не редактируйте её, если вы видите это сообщение: статью сейчас активно правит ShizoidCat.

Гобиатерий(лат. Gobiatherium) — Вымерший род из семейства уинтатериев, живших в среднем эоцене Монголии.

Описание

Гобиатерий был крупным представителем уинтатериев, но не достиг размеров своих ближайших родственников уинтатерий и эобазилевс. В целом, он имел более стройное телосложение, но преобладающий ископаемый материал этого рода состоит из черепа и остатков зубов. Череп гобиатерия достигал 68 см в длину и, следовательно, был короче, чем у уинтатерия или эобазилевса. Обычно череп был чрезвычайно плоским и достигал высоты только 8 см над премолярами, в то время как скуловые дуги выступали как клин и находились на максимальном расстоянии 40 см. Однако наиболее яркой особенностью гобиатерий была носовая кость, которая имела дугообразную округлую форму, благодаря чему череп в этой области достигал общей высоты 17 см. Носовая кость была явно изогнута вперед на переднем конце и здесь слилась с медиальной костью челюсти за счет окостенения носовой перегородки. На некоторых черепах также было два небольших вздутия костей, подобных тем, что на теменных костях округлой носовой кости. Вся конструкция передней части морды с сильно закругленной носовой костью уникальна для диноцерат.

Нижняя челюсть длиной до 48 см была относительно тонкой. По сравнению с уинтатерием, челюстная кость была довольно низкой, высотой около 7 см, а симфиз имел структуру в виде лопатки. По сравнению со своими родственниками, помимо обычно уменьшенных верхних резцов, у Гобиатерия больше не было верхних клыков, поэтому формула зуба была такой:

Резцы были только на нижней челюсти, как и у других уинтатериин, были довольно маленькими и характеризовались двумя клыками, расположенными один за другим, но в целом были намного тоньше и более похожими на лезвия, чем у уинтатерия или эобазилевса. Нижний клык по форме напоминал резцы, но был сравнительно крупнее, чем у других уинтатериев. Диастема за клыком была довольно обширной. Моляры имели низкие коронки и были небольшого размера, весь молярный ряд достигал длины 16,3 см, последний моляр - 3,9 см. Две поперечные эмалевые складки отдельных окклюзионных поверхностей, которые придают коренным зубам билофодонтическую структуру, были типичными, а эмалевые складки зубов верхней челюсти имели V-образное расположение.

Скелет тела известен лишь по единичным находкам. Форма плечевой кости и бедренной кости почти не отличалась от формы других развитых диноцерат, так как у уинтатерия или эобазилевса не было третьего вертела на бедренной кости. Кости кисти и стопы у гобиатерия были длиннее и уже, чем у его родственников.

Палеобиология

Как и у других представителей диноцерат, коренные зубы-билофодонты указывают на то, что животные питаются мягкими частями растений. Из-за неразвитости верхних клыков верхней челюсти зубной ряд был менее громоздким, а нижняя челюсть не была такой прочной. У него также отсутствовали нижние выступы нижней челюсти, которые были типичны для уинтатерия и эобазилевса для защиты верхнего клыка. Общее изящное строение нижней челюсти проявляется и в конструкции сустава, который, в отличие от своих родственников, не направлен назад. В результате гобиатерий не мог очень широко открывать рот, что не должно было быть необходимым из-за отсутствия клыков.

По мнению первых авторов, у гобиатерия возможно обнаружение полового диморфизма, который в основном влияет на строение носовой области. Самцы животных, судя по нескольким черепам, имели сплошную круглую носовую кость и костную носовую перегородку, с двумя небольшими костями на верхнем кончике носа и очень редко с небольшим верхним клыком. У самок этих характеристик не было. Более поздние анализы показали, что, по крайней мере, отсутствие костной перегородки и маленьких рогов можно отнести к выветриванию, и что эти особенности изначально присутствовали во всех известных черепах.