ФЭНДОМ

Голубянка Ксеркса (лат. Glaucopsyche xerces, англ. Xerces blue) — вид вымерших бабочек, бывший эндемиком песчаных дюн полуострова Сан-Франциско (штат Калифорния, США). Голубянка Ксеркса является наиболее известной из вымерших бабочек США. Видовое название было дано в честь персидского царя Ксеркса I.

Синоним: Glaucopsyche lygdamus xerces (Boisduval, 1852).

Описание

Имаго

Голублянка Ксеркса

Энтомологическая коллекция бабочек Glaucopsyche xerces. Филдовский музей естественной истории

Это была небольшая бабочка с размахом крыльев 25—31 мм с ярко выраженным половым диморфизмом. Верхняя сторона крыльев у самцов была переливающаяся сине-фиолетовая, по внешнему краю крыльев проходила темно-коричневая кайма шириной до 3 мм. Нижняя сторона крыльев беловато-серая с несколькими рядами чёрных округлых пятен и белыми мазками на задних крыльях. Бахромка крыльев у обоих полов имела белый цвет.

Глаза у этой голубянки были овальной формы с выемкой у основания усиков, волосатые, с окаймлением из белых чешуек. Усики булавовидные. Щупики короткие. Основания усиков без волосистых кисточек. Плечевой жилки нет.

Передние ноги короче средних и задних, с одним коготком. Передние ноги самцов слегка недоразвиты (лапки без сегментации), не функционируют при хождении, но в покое не прижаты к телу. Все ноги самок развиты нормально.

Гусеницы

Гусеницы были короткими, похожими на мокриц существами, плоскими снизу, с сильно выпуклой спиной и очень маленькой головой. Они вели одиночный и скрытный образ жизни, оставались малозаметными на листьях кормовых растений, чему способствовала их форма тела и маскировочная окраска, напоминающей жилкование листьев. Гусеницы развивались на кормовых растениях из родов лядвенец (Lotus) и люпин (Lupinus) семейства бобовых, в частности: Lotus scoparius и Lupinus arboreus.

Образ жизни

Вид развивался в одном поколении за год. Время лёта бабочек этого вида, по одним источникам, с марта по апрель, по другим — с марта до начала июня. Самки откладывали яйца поштучно на цветки и другие части кормовых растений. Бабочки населяли закреплённые песчаные участки с низкой растительностью, ксерофитные луга и пустоши.

Вымирание

Голубянка Ксерска считается одним из первых видов американских бабочек, вымершим в результате утраты природной среды обитания, вызванной воздействием человека, урбанизацией и в частности расширением территории города Сан-Франциско.

Вид вымер в промежутке между 1941 и 1943 годом. Последний раз этих бабочек в природе наблюдали 23 марта 1943 года на территории Национальной зоны отдыха Золотые ворота.

Источники