Redstar.png

Гониофолис (лат. Goniopholis) — крокодиломорф из семейства гонифолидид, обитавший в Европе в позднем юрском и раннем меловом периоде. Его длина оценивается от 2 до 4 метров.

История изучения и виды

Гониофолис 6.jpg

Типовой вид рода - Goniopholis crassidens, обитавший в берриааском веке на территории Англии, и референтный вид Goniopholis simus, обитавший в берриасском веке на территории северной Германии, возможно, являются одним и тем же видом.

Гониофолис 7.jpg

Другие виды, которые относятся к Goniopholis, включают Goniopholis kiplingi, обитавшего в берриасском веке на территории современной Англии и Goniopholis baryglyphaeus, обитавшего на территории современной Португалии в киммериджеском веке юрского периода, что делает его самым древним известным видом Goniopholis. Вид Goniopholis kiplingi, был назван в честь Редьярда Киплинга, "в знак признания его энтузиазма к естественным наукам".

Также, в Португалии были обнаружены яйца, предположительно принадлежащие гониофолису и датируемые поздним юрским периодом.

Недействительные виды

Два вида, обнаруженные в Бразилии, были отнесены к Goniopholis: Goniopholis hartti из нижнего мела Бразилии позже был признан членом рода Sarcosuchus, а Goniopholis paulistanus, описанный по двум зубных коронкам и отделенном фрагменте правой большеберцовой кости из верхнемеловой формации Бауру, был переведен в Itasuchidae и стал отдельным родом Roxochampsa.

Обнаруженные в Северной Америке Goniopholis lucasii и Goniopholis kirtlandicus в настоящее время помещены в свои собственные роды Amphicotylus и Denazinosuchus соответственно, в то время как Goniopholis felix, Goniopholis gilmorei и Goniopholis stovalli, обнаруженные в формации Моррисон, позже были отнесены к Amphicotylus и тесно связаны с Eutretauranosuchus, которые были обнаружены на территории той же формации.

Goniopholis phuwiangensis, обнаруженный в северном Таиланде и описанный по небольшим фрагментам скелета, недавно был отнесён к Sunosuchus. Наннозух из раннего мелового периода (берриасский век) Англии и Испании, который в настоящее время считается действительным, ранее назывался некоторыми авторами Goniopholis gracilidens.

Гониофолидиды, обнаруженные Виллеттом и Халке, Хули и Долло представляют собой несколько полных экземпляров, ранее классифицированных как Goniopholis simus или Goniopholis crassidens, один из этих экземпляров недавно был повторно описан как новый вид - Goniopholis willetti. Совсем недавно предположение о принадлежности этих видов к Goniopholis было отклонено, и два из них, гониофолиддиды, описанные Хули и Халке, уже были отнесены к своим собственным родам Anteophthalmosuchus и Hulkepholis соответственно. Гониофолидид, обнаруженный Долло, также был отнесён к Anteophthalmosuchus.

Систематика

Гониофолис 9.jpg

В данной кладограмме представлены рода и виды, имеющие эволюционные связи с родом Goniopholis:[1]

Neosuchia
Atoposauridae

Theriosuchus pusillus

Theriosuchus guimarotae

Rugosuchus

Bernissartia

Eusuchia

Stolokrosuchus

Tethysuchia

Thalattosuchia

Goniopholididae

Calsoyasuchus valliceps

"Goniopholis" phuwiangensis

Eutretauranosuchus delfi

"Sunosuchus" junggarensis

Sunosuchus miaoi

Sunosuchus thailandicus

Siamosuchus phuphokensis

Amphicotylus lucasii

Denazinosuchus kirtlandicus

Nannosuchus gracilidens

Hulkepholis (гонифолидид, обнаруженный Халке)

Anteophthalmosuchus (гонифолидид, обнаруженный Хули)

Anteophthalmosuchus (гонифолидид, обнаруженный Долло)

Goniopholis

Goniopholis baryglyphaeus

Goniopholis kiplingi

Goniopholis simus

Палеобиология

Гониофолис напоминал современных крокодилов и, вполне вероятно, мог вести образ жизни, сходный с образом жизни американского аллигатора и нильского крокодила. Его челюсти, имеющие острые зубы конической формы, были приспособлены для удерживания сопротивляющейся добычи. Предположительно, гониофолис мог охотиться из засады, расположенной на мелководье, атакуя животных, пришедших на водопой.

Галерея

Литература

Источники