ФЭНДОМ

Горыныч - тероцефал, обнаруженный на территории России.

Открытие Править

Был открыт учёными из Музея естествознания Северной Каролины и Вятского Палеонтологического музея вместе с ещё одним видом, представителем ранних горгонопсов ночницей. Типовой вид был описан в 2018 году Gorynychus masyutinae Кристианом Каммерером.

В 2019 году был открыт второй вид - Gorynychus sundyrensis. Окаменелости были обнаружены на границе Чувашии и Марий Эл. Научное описание провели Юлия Сучкова и Валерий Голубев. Новый вид был назван в честь местонахождения Сундырь.

Описание Править

Горыныч2

Реконструкция внешнего облика обоих видов

Горыныч был саблезубым хищником, размерами не уступающий волку.

Типовый вид, G. masyutinae, известен по голотипу KPM 346—349 - частичному скелету с двадцатисантиметровым черепом. Пасть несёт крупные клыки, длиной до 2-3 см. Также есть три заклыковых зуба.

Второй вид, G. sundyrensis, известен по образцам из местонахождения Сундырь-1. Голотип - ПИН, № 5388/327, правая челюсть, хотя известно ещё несколько образцов. Отличается от типового вида наличием двух клыков с каждой стороны челюсти и четырёх заклыковых зубов. При смене зубов у G. sundyrensis сначала вырастал новый клык и некоторое время выполнял свои функции в паре со старым, который вскоре выпадал. Все зубы имеют грубую заточку режущей стороны, что отличает G. sundyrensis от других тероцефалов и соразмерных горгонопсов.

ВидыПравить

  • Gorynychus masyutinae Kammerer & Masyutin, 2018
  • Gorynychus sundyrensis Suchkova & Gobulev, 2019

Палеоэкология и значениеПравить

Gorynychus masyutinae был самым крупным хищником Котельнического комплекса пермской фауны. Он охотился на крупных парейазавров дельтавятий, фтинозухид вяткогоргонов и тероцефалов вяткозухов. За G. masyutinae следовал мелкий горгонопс ночница, подобно тому, как за полярным медведем следуют некрупные песцы.

Если судить по форме зубов G. sundyrensis, то можно предположить, что он был падальщиком, уступив место апексхищника сорокатрёхсантиметровому юлогнату. Это косвено подтверждается тем, что в месторождении Сундырь-1 найдены кости с прогрызами хищников

Находка дает важные сведения о развитии млекопитающих. Например, горыныч занял промежуточное место между гигантскими саблезубыми хищниками позднего пермского периода и более мелкими хищниками, которые жили во время среднего пермского периода. Подобный переход ранее наблюдался только у африканских терапсидов.

Интересно, что в более поздний ярус перми горгонопсы сами достигали размеров горыныча, однако на момент 260 млн лет назад он занимал вершину пищевой цепочки.

Этимология Править

Горыныч назван в честь Змея Горыныча - огромного трехголового ящера из русских народных сказок. Однако интересно, что в английском языке слово "gory" означает "Окровавленный", а в переводе с греческого onychus означает коготь. Таким образом, название можно также перевести как "кровавый коготь".

ГалереяПравить

ИсточникПравить