ФЭНДОМ

Граптолиты (лат. Graptolithina ) — класс животных, относящихся к типу полухордовых, промежуточных между беспозвоночными и хордовыми животных. Колониальные организмы, составлявшие в раннем палеозое значительную часть планктона. Появились в середине кембрийского периода, вымерли в раннем карбоне.

Граптолиты — важная стратиграфическая группа для построение зональной биостратиграфии ордовика, силура и раннего девона.

Граптолиты 2
Находки граптолитов приурочены к глинистым сланцам, реже к алевролитам, песчаникам и известковым породам. Глинистые сланцы с большим скоплением граптолитов называют граптолитовыми. В известковых породах колонии сохраняют объём, и их извлекают с помощью различных кислот.

Описание

Depositphotos 80858370-stock-photo-graptolites-floating
Граптолиты имели белковый склероптротеиновый скелет, который сохраняется в глинистых сланцах в виде "серебристых" образований, что и дало классу название. Общее название скелетной постройки — рабдосома. Строение мягкого тела неизвестно, но, вероятно, оно совпадало с современными крыложаберными, являющимися ближайшими родственниками граптолитов и имеющих сходное строение и состав скелета, а также перфорирующий способ почкования.
Граптолиты
Размеры колоний граптолитов небольшие, не более 10 см в высоту, обычно 2 — 6 см. Рост колонии начинался с особи, возникающей половым способом. Её скелет (сикула) достигал в длину 1,5 — 6 мм. За счёт почкования зооидов и общего побега (столона) возникала колония. Зооиды находились в ячейках (теках), дина тек около 1 — 2 мм, редко до 4 мм. Форма и строение колоний разнообразное: от сетчатых с многочисленными ветвями до одинарных ветвей, прямых или различно изогнутых. Строение и функции зооидов в теках одной колонии совпадали или отличались (диады и триады).

Образ жизни

Граптолиты — морские животный-систонофаги. Существовали донные и планктонные граптолиты.
Граптолиты
Бентосные формы прирастали ко дну каблучком прирастания, корневидными образованиями или нитевидным отростком (немой). Донные формы существовали обычно в прибрежных зонах, где и сохранились. Некоторые граптолиты прикреплялись к плавающим организмам (псевдопланктон).

Планктонные формы иногда имели воздушных пузырь (пневматофор) или несколько таких пузырей, которые выполняли роль поплавка. Такие граптолиты обитали в верхней толще воды, преимущественно в открытых зонах морей и океанов. После смерти они оказывались на дне и захоронялись в глубоководных осадках.

Классификация

Класс Graptolithina делится на два подкласса: стереостолонаты (Stereostolonata) и граптолоидеи (Graptoloidea).

Диктионема sp

Диктионема, характерный представитель стереостолонат

Стереостолонаты строили колонии из многочисленных ветвей с перемычками или без них, от стелющихся до вертикальных. Ветви обычно образованы пучками тек двух или трёх вариантов, отличающихся по строению и функциям. Существовали и бентосные, и планктонные, и псевдопланктонные формы. Обитали со среднего кембрия по карбон.

Diplograptus truncatus Lapworth var. pauperatus Elles and Wood

Диплограпт, характерный представитель граптолоидей

Граптолоидеи образовывали колонии из одной, двух или четырёх ветвей, различно срастающихся двуг с другом, без перемычек между ними. Некоторые граптолоидеи имели пневматофоры. Ветви представителей этого подкласса на зрелых стадиях состоят из морфологически однородных тек, в которых находились особи питания, выполнявшие также функцию размножения. Существовали планктонные и эпипланктонные формы. Обитали с ордовика по ранний девон.

В культуре