Граптолиты (лат. Graptolithina) — подкласс пластинчатожаберных, относящихся к типу полухордовых, промежуточных между беспозвоночными и хордовыми животных. Колониальные организмы, составлявшие в раннем палеозое значительную часть планктона. Появились в середине кембрийского периода, вымерли в раннем карбоне.

Граптолиты — важная стратиграфическая группа для построение зональной биостратиграфии ордовика, силура и раннего девона.

Граптолиты 2.jpg

Находки граптолитов приурочены к глинистым сланцам, реже к алевролитам, песчаникам и известковым породам. Глинистые сланцы с большим скоплением граптолитов называют граптолитовыми. В известковых породах колонии сохраняют объём, и их извлекают с помощью различных кислот.

Описание

Depositphotos 80858370-stock-photo-graptolites-floating.jpg

Граптолиты имели белковый склероптротеиновый скелет, который сохраняется в глинистых сланцах в виде "серебристых" образований, что и дало классу название. Общее название скелетной постройки — рабдосома. Строение мягкого тела неизвестно, но, вероятно, оно совпадало с современными крыложаберными, являющимися ближайшими родственниками граптолитов и имеющих сходное строение и состав скелета, а также перфорирующий способ почкования.

Граптолиты.jpg

Размеры колоний граптолитов небольшие, не более 10 см в высоту, обычно 2 — 6 см. Рост колонии начинался с особи, возникающей половым способом. Её скелет (сикула) достигал в длину 1,5 — 6 мм. За счёт почкования зооидов и общего побега (столона) возникала колония. Зооиды находились в ячейках (теках), дина тек около 1 — 2 мм, редко до 4 мм. Форма и строение колоний разнообразное: от сетчатых с многочисленными ветвями до одинарных ветвей, прямых или различно изогнутых. Строение и функции зооидов в теках одной колонии совпадали или отличались (диады и триады).

Образ жизни

Граптолиты — морские животные-систонофаги. Существовали донные и планктонные граптолиты.

Граптолиты.gif

Бентосные формы прирастали ко дну каблучком прирастания, корневидными образованиями или нитевидным отростком (немой). Донные формы существовали обычно в прибрежных зонах, где и сохранились. Некоторые граптолиты прикреплялись к плавающим организмам (псевдопланктон).

Планктонные формы иногда имели воздушных пузырь (пневматофор) или несколько таких пузырей, которые выполняли роль поплавка. Такие граптолиты обитали в верхней толще воды, преимущественно в открытых зонах морей и океанов. После смерти они оказывались на дне и захоронялись в глубоководных осадках.

Классификация

Класс Graptolithina делится на два подкласса: стереостолонаты (Stereostolonata) и граптолоидеи (Graptoloidea).

Диктионема, характерный представитель стереостолонат

Стереостолонаты строили колонии из многочисленных ветвей с перемычками или без них, от стелющихся до вертикальных. Ветви обычно образованы пучками тек двух или трёх вариантов, отличающихся по строению и функциям. Существовали и бентосные, и планктонные, и псевдопланктонные формы. Обитали со среднего кембрия по карбон.

Диплограпт, характерный представитель граптолоидей

Граптолоидеи образовывали колонии из одной, двух или четырёх ветвей, различно срастающихся двуг с другом, без перемычек между ними. Некоторые граптолоидеи имели пневматофоры. Ветви представителей этого подкласса на зрелых стадиях состоят из морфологически однородных тек, в которых находились особи питания, выполнявшие также функцию размножения. Существовали планктонные и эпипланктонные формы. Обитали с ордовика по ранний девон.

В культуре