ФЭНДОМ

Дакозавры (лат. Dakosaurus) —род морских крокодиломорфов позднеюрской-раннемеловой эпохи. Относятся к так называемым «морским крокодилам» — семейству Metriorhynchidae. Это единственные полностью морские архозавры. Одни из немногих метриоринхид, приспособленных почти исключительно к охоте на крупную добычу.

ИсторияПравить

Описаны Ф. Квенштедтом в 1856 году, долгое время были известны по отдельным зубам из юрских отложений Западной Европы. Синонимы — Dacosaurus, Ltliminosaurus, Neustosaurus, Plesiosuchus. Brachytaenius perennis. Были описаны Г. фон Мейером еще в 1842 году, но название признано недействительным.

В настоящее время признано 6-7 видов.

ВидыПравить

Dakosaurus maximus (Quenstedt, 1856) — типовой вид. Известен из позднего киммериджа — раннего титона  Англии, Франции, Швейцарии и Германии. Описан из Германии. Известен полный скелет около 6 метров длиной. Череп изображается относительно низким, но в реальности плохо известен. Более вероятно, что череп по очертаниям напоминал череп Dakosaurus andiniensis.

Dakosaurus paradoxus (Wagner, 1853) — описан по зубам из поздней юры Германии.

Dakosaurus primaeuvs (Sauvage, 1871) — зубы из поздней юры Франции.

Dakosaurus lapparenti (Deblemas & Strannoloubsky, 1957) — зубы из раннего мела (валанжин) Франции.

Dakosaurus andiniensis (Vignaud & Gasparini, 1996) — из поздней юры — раннего мела (титон — берриас) Аргентины. Открыт в Неквенском бассейне в 1987 году, первоначально считался видом метриоринха. Описан в 1996 году. В 2006 году был найден полный череп этого вида, показавший его крайнюю специализацию к охоте на крупную добычу. В средствах массовой информации вид получил прозвище «Годзилла»[1]. Длина животного была около 4 метров. Его череп разительно похож на черепа наземных хищных динозавров, что предполагает образ жизни крупного хищника/падальщика.

В 2007 году остатки дакозавра обнаружены в киммеридже Мексики.

Dakosaurus carpenteri (Wilkinson et al., 2008) — примитивный вид, чрезвычайно сходный с короткомордыми метриоринхами. Описан в 2008 году из киммериджа Англии.

ОписаниеПравить

Размеры крупные (череп до 1 метра длиной, общая длина до 6 метров). Морда короткая, спереди закругленная, череп высокий, зубы огромные, немногочисленные, зифодонтные (как у хищных динозавров). Глазницы крупные, со склеральным кольцом. Имеется предглазничное окно, вероятно, вмещавшее солевую железу. Сверху предглазничное окно прикрыто выростами черепа.

Конечности преобразованы в ласты, особенно передние. Передние ласты значительно короче задних. Конец хвоста изогнут вниз и служил основой для хвостового плавника, сходного с таковым ихтиозавров. Панцирь редуцирован.

Образ жизниПравить

По образу жизни дакозавры (особенно Dakosaurus andiniensis) могли напоминать китов-косаток. Интересно, что большинство видов делило море с крупными плиозаврами. Возможно, дакозавры были в большей степени падальщиками.

Неизвестно, как размножались морские крокодилы. Судя по всему, они должны были откладывать яйца (яйца крокодилов одеты твердой скорлупой и живородящих видов среди современных крокодилов нет). Для этого надо выходить на сушу. Возможно, именно эта особенность ограничила их размеры (среди метриоринхид нет гигантских видов) и привела в итоге к вымиранию группы в начале среднего мела.

ГалереяПравить